kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира «Весенние изменения в природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на ознакомление учащихся с сезонными изменениями  в живой и неживой природе. На уроке использованы метод постановки учебных вопросов, метод «Учебное исследование», информационно- коммуникативный метод. Форма проведения урока - групповая. Урок сопровождается показом презентации. Дети обучаются навыкам самооценивания. Урок несет большую воспитательную роль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира «Весенние изменения в природе»»






Открытый урок познания мира


«Весенние изменения

в природе»



1 класс








Учитель Неволина М. Л.

СШ им. С. Серикова

Март 2013



Тема: «Весенние изменения в природе».

Цели:
Образовательная: познакомить обучающихся с сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Развивающая : развивать навыки исследовательской деятельности (наблюдение, умозаключения, анализ , поиск необходимой информации, классификация) , умение использовать информацию из дополнительных источников;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, Формирование норм нравственно-этического поведения при работе в парах и в группах .

Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспечение: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки


Ход урока:

1. Психологический настрой на урок

Дети повторяют за учителем:

«Я пришел учиться. Мне нужны знания. Я люблю новое и интересное. Я

открыт для новых знаний. Я легко всё запоминаю. У меня всё получается. Я

умница».

2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.

У нас урок сегодня будет необыкновенный. Сегодня вы будете проводить самостоятельные исследования


( на экране появляется слово «исследование»)

- Как вы понимаете что это такое?

(исследование – это научный труд.)

- А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

- Сегодня , ребята, каждый из вас побывает в роли исследователя.


-Что же мы будем исследовать?

Отгадайте:

Солнце пригревает,

Лёд на лужах тает,

Ландыш расцветает…

Когда это бывает? (весной)


-Итак, мы будем исследовать природу весной.

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить? О чем узнать?


-Как вы думаете, о ком мы будем говорить? ( о весенних изменениях в природе, в жизни животных, птиц, растений)

-Как вы думаете, для чего мы будем проводить исследование?


Класс разделен на группы. Каждая будет исследовать определенную тему:

1 группа – «Весенние изменения в неживой природе»

2 группа - «Весенние изменения в жизни растений»

3 группа – «Весенние изменения в жизни животных»

4 группа – «Весенние изменения в жизни птиц»


Мы попробуем собрать всю доступную информацию по данным темам.


На доске «Сбор информации»

- Сбор информации – дело для нас новое, сложное

-Как вы думаете, с чего можно начать работу по сбору информации?

- Нужно подумать. Что я знаю по данной теме?

-из книг, журналов, энциклопедий и т.д.

-посмотреть по телевизору

-найти и прочитать в Интернете

- спросить у другого человека

В конце любого исследования нужно всю информацию обобщить, и сделать выводы.


3. Исследование в группах.

Детям даётся 5 минут на изучение информации

4. Работа с группами.

1 группа - «Изменения в неживой природе» (слайд 1)

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.


Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .



Вопросы:

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

- Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .


Просмотр слайдов (со 2 по 9)


2 группа – «Изменения в жизни растений» слайд 10

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.


Текст (учебник с. 84-86)

Весной природа оживает.

Весной в растениях начинается сокодвижение. Ещё снег не растаял, а на деревьях уже видны почки. Они постепенно набухают. Из них появляются зелёные листочки. Позднее, в мае распускаются цветы. На некоторых деревьях сначала распускаются почки с цветами, а потом почки с листьями.

Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы.

Из-под снега появляются первые цветы – подснежники. Они греют свои нежные лепестки под лучами солнца.

Расцветают золотисто-жёлтые цветы мать-и-мачехи. Цветки мать-и-мачехи распускаются раньше, до того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, - как мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха.

Одуванчики напоминают маленькие солнышки. Всходит солнце – и одуванчики расправляют свои лепестки. Солнце заходит – цветки закрываются.


Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

Вопросы:

-Почему растения замирают зимой?

- Почему начинается сокодвижение?

-Почему подснежники, мать-и-мачеху, одуванчики называют первоцветами?

-Можно ли срывать первоцветы?

-Расскажите про наблюдения за растениями, которые мы проводили в классе?


В Казахстане работает программа «Жасыл ел» (зеленый листок) . В мае мы посадим наши деревца около школы.


Просмотр слайдов (с11 по 18)




3 группа – «Изменения в жизни птиц» (слайд 19)

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.


Текст:

Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.


Вопросы:

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?


Просмотр слайдов (с20 по 25)


4 группа – «Изменения в жизни животных» (слайд 26)

Дети рассказывают подготовленные сообщения.

Весной звери просыпаются от зимней спячки. Из щелей и укромных мест вылезают насекомые: бабочки, жуки, муравьи.


Весной у многих животных начинается линька. Белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и многие другие животные линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров (в конце мая у большинства зверей линька заканчивается).

У многих зверей именно весной появляется потомство.

Слайд 27 Раньше всех, уже в феврале, появляется 2 или 3 детеныша в берлоге у медведицы . Рождаются они слепыми, маленькими (ростом с трехдневного щенка) и через несколько дней начинают видеть. До апреля медведица их кормит, сильно худея при этом. Затем выводит медвежат из берлоги. В этот период медведи едят все: от насекомых до случайной падали. Встреча с медведицей в это время очень опасна, так как она оберегает медвежат от всего, что ей кажется подозрительным.

Слайд 28 У зайцев детеныши (от 8—12) рождаются в марте. Рождаются они развитыми, с открытыми глазами. Зайчиха сытно кормит их, а затем покидает. Дальше кормить их может любая зайчиха, которая пробегает мимо. Достаточно 3—4 кормлений, так как через неделю у них отрастают зубы, и они начинают питаться самостоятельно.

Слайд 29 У белки рождается 5—6 слепых и беспомощных детенышей, только через полтора месяца они начинают быстро бегать. За сезон у белок и зайцев может быть до трех выводков, особенно когда достаточно пищи.

Слайд 30 В апреле появляется потомство у волчицы. Обычно свое логово волки устраивают в глухом месте. Подрастающих волчат волк подкармливает полупереваренной пищей, добывая ее вдали от своего логова, а когда у волчат отрастают зубы, они учатся убивать принесенную им добычу, а затем охотиться вместе с родителями.

Слайд 31 Детенышей у лисы бывает больше 10, поэтому родителям приходится много трудиться, чтобы прокормить их. Лисята маленькие и слепые. Мать кормит их молоком недолго, а затем начинает приносить птичек и мышей, постепенно приучая ловить живую добычу. В воспитании молодняка принимают участие оба родителя.

Слайд 32 В мае рождаются беспомощные, голенькие, слепые детеныши (3—5) у ежихи. Растут они очень быстро и через месяц начинают вести самостоятельную жизнь. Ежи — очень полезные животные, они уничтожают большое количество насекомых, слизней, мышей и без страха набрасываются на гадюк.

-А что происходит в жизни домашних животных? Об этом нам расскажет Буданова Е.

Фоторепортаж о телёнке из подсобного хозяйства.



-С каким настроением люди встречают весну?

-Почему весну называют «утро нового года»?

ВЕСНА (отрывок из стихотворения Абая Кунанбаева) слайд 33

Как весенней порою шумят тополя! 
Ходит ветер, цветочною пылью пыля, 
Все живое обласкано солнцем степным, 
Словно мать и отец, рада наша земля.


И смеется, и песни поет молодежь, 
Да и старых по юртам ищи — не найдешь: 
И со смертного ложа могли б их поднять 
Песни, солнце, и ветер, и птичий галдеж.


На весеннем кочевье аулы сошлись, 
В общей радости родственники обнялись, 
А знакомые просто, шутя и смеясь, 
Обо всем толковать по душам принялись.


И все девушки лучший надели убор, 
И долины в тюльпанах, как пестрый ковер, 
В приозерных низинах гремят соловьи,
Им кукушки зарей отзываются с гор.



-Много дел у людей весной. Слайд 34

Пословицы о весеннем труде

Весенний день год кормит.

Весной часом отстанешь - неделей не догонишь. 

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.



Просмотр слайдов (с 35 по 39)



5. Игра «Данетка»

-Правда ли, что весеннее потепление наступает потому, что солнце поднимается выше над горизонтом? (да)

-Правда ли, что март, апрель, июнь – весенние месяцы? (нет)

-Правда ли, что в мае бывают первые грозы? (да)

- Правда ли, что подснежники, мать-и-мачеха, васильки – первоцветы (нет)

- Правда ли, что медвежата появляются ещё зимой? (да)

-Правда ли, что грача называют вестником весны? (да)

- Правда ли, что весной у животных бывает линька? (да)

-Правда ли, что весной бывает листопад? (нет)

- Правда ли, что весенний день год кормит? (да)

- Правда ли, что зайчиха очень долго кормит своих зайчат? (нет)

6. Рефлексия

Какую тему мы изучали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Вам понравилось работать в группах?

Молодцы! Уважаемые ученые , кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал , покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.


Вручение медалей «За стремление к знаниям!»

Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .



Вопросы:

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

- Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .









Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .



Вопросы:

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

- Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май - травень .




















Весной природа оживает.

Весной в растениях начинается сокодвижение. Ещё снег не растаял, а на деревьях уже видны почки. Они постепенно набухают. Из них появляются зелёные листочки. Позднее, в мае распускаются цветы. На некоторых деревьях сначала распускаются почки с цветами, а потом почки с листьями.

Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы.

Из-под снега появляются первые цветы – подснежники. Они греют свои нежные лепестки под лучами солнца.

Расцветают золотисто-жёлтые цветы мать-и-мачехи. Цветки мать-и-мачехи распускаются раньше, до того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, - как мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха.

Одуванчики напоминают маленькие солнышки. Всходит солнце – и одуванчики расправляют свои лепестки. Солнце заходит – цветки закрываются.


Вопросы:

-Почему растения замирают зимой?

- Почему начинается сокодвижение?

-Почему подснежники, мать-и-мачеху, одуванчики называют первоцветами?

-Можно ли срывать первоцветы?

-Расскажите про наблюдения за растениями, которые мы проводили в классе?









Весной звери просыпаются от зимней спячки. Из щелей и укромных мест вылезают насекомые: бабочки, жуки, муравьи.


Весной у многих животных начинается линька. Белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и многие другие животные линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров (в конце мая у большинства зверей линька заканчивается).

У многих зверей именно весной появляется потомство.













Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.


Вопросы:

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?



Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.


Вопросы:

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок познания мира «Весенние изменения в природе»

Автор: Неволина Марина Леонтьевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "разработка урока "Познание мира" "
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotka-uroka-poznaniie-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "168722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423291612"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Открытый урок  по познанию мира "Явления природы" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyiurokpopoznaniiumiraiavlieniiaprirody3klass"
    ["file_id"] => string(6) "280498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453384717"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок по познанию мира.  Тема: Весенние хлопоты. "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-poznaniiu-mira-tiema-viesienniie-khlopoty"
    ["file_id"] => string(6) "158550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421760305"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интегрированный урок. Познание мира. Грамота."
    ["seo_title"] => string(45) "intieghrirovannyi-urok-poznaniie-mira-gramota"
    ["file_id"] => string(6) "324035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462295418"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по познанию мира на тему: Птицы весной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-ptitsy-viesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "239331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства