Дата: 12.03.14. Тема: Вежливость. Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми. Задачи. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения». Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим. Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. Оборудование: учебник Познание мира 3 класс, толковые словари разных авторов., интерактивная доска ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Действия ученика | Мотивация к деятельности | -Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! Садитесь! Учащиеся делятся по принципу такси. (Вначале дети садятся в такси по 2, 3,4,5челове. А по окончании игры как дети был весь урок.)и в последний раз в такси, так и садятся | Дети приветствую друг друга и начинаю делиться на группы. | Актуализация знаний | Повторение правил поведения в школе: -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали о доброте. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы доброта всегда проявлялась? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) -На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их. | Повторяют правила поведения в школе. Отвечают на вопросы учителя. | Целеполагание и мотивация | -- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке. Здравствуйте! – ты скажешь человеку, Здравствуй! – улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. – Какова тема нашего урока? Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения». | Работа с текстом (Правила вежливости). ( Научиться пользоваться правилами вежливости) | «Открытие» нового знания | 1.Беседа -Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос. - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет). –Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из словаря). –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться. Работа в группах. –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения: простите , извините.) | Работа с толковым словарем По окончании работы группы оценивают пог стратегии «Карусель» | Создание проблемы Первичное закрепление | -Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.: Рассмотрите рисунки: Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми. | (Нет, нужно ими пользоваться). Взаимооценивание в парах | Физкульт- минутка | Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож., опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пож,. | | Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Миланы и Оли «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. -Ребята, а как вы считаете поступки, которые совершает папа детей, странные или вежливые? –А какие вежливые поступки совершали вы? Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации, и вы расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Ежели ВЫ вежливы…» Презентация | ( Разговор учеников) Просмотр перзентации | Проект Защита проекта | -Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения. –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости».Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке. Представители от каждой группы презентуют свою работу. | Оценивание осуществляется каждой группой | Рефлексия | -Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –тучку. | | Домашнее задание Подведение итогов | -Домашнее задание. Написать мини- сочинение на тему «Что такое вежливость и зачем она нужна?!» -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен. | | |