Урок познания мира в 3 классе.
Михеева Елена Леонидовна
учитель начальных классов
второй категории
Дарьинской СОШ
Тема: Я и моя семья.
Цель: довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это залог благополучия.
Задачи: раскрыть понятие «семья», выявить её особенности;
- учить раскрывать образы в рисунке «Моя семья»;
- формировать чувство любви к близким и родным людям, к семье; стремление помогать им во всём;
- развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;
- воспитывать чувство ответственности и заботы за семью, уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы уч-ся, тесты
Тип урока: урок-усвоения новых знаний, умений и навыков
Методы: словесный, наглядный, практический, групповой работы
Ожидаемый результат: добиться осознания понятия «семья», «семейное благополучие»
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих умных и добрых учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнёмся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам!? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелаем всего доброго и хорошего друг другу и нашим гостям.
Наблюдение за погодой
- Заполняется календарь погоды (небо, солнце, осадки, температура воздуха).
Выполнение тестовых заданий с самопроверкой
1. Назовите второе название земноводных
А) рептилии
Б) амфибии
В) рыбы
2. Что позволяет рыбам плавать на любой глубине
А) плавательный пузырь
Б) плавники
В) чешуя
3. Назови млекопитающее
А) стрекоза
Б) ворона
В) кошка
4. Какая группа пресмыкающихся является самой большой?
А) змеи
Б) черепахи
В) ящерицы
5. Сколько ног у насекомых?
А) 7
Б) 6
В) 5
6. Сколько видов животных обитает на земле по подсчетам ученых?
А) около 2 миллионов
Б) около 2 тысяч
В) около 5 миллионов
2. Этап формирования ЗУН
- Тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами. Мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. В результате совместной работы мы найдём ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.
- Внимательно слушаем и отгадываем:
Слайд
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (Бабушка)
Слайд
С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (Дедушка)
Слайд
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет и причешет,
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (Мама)
Слайд
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (Папа)
Слайд
Это маленькое, пищащее,
Доставляющее много хлопот существо, но его очень любят. (Ребёнок)
- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить всегда!
- Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом (семья).
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Моя семья)
Слайд. «Я и моя семья»
Ученик
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Слайд 4. «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В. Сухомлинский
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд 5. - Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:
- Что такое семья? Какая семья может называться счастливой семьёй?
- Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я.Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.
- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил, ни времени.
- А у вас большая семья? Расскажите о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек?
Рассказ о семье учащихся ( слайдовая презентация: Хуснутдинов Раниль, Мкоян Инга, Уркунова Мадина)
В каждой семье существуют свои традиции. Что это такое? Давайте разберёмся вместе.
Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.
Всем хорошо известны такие народные традиции, как:
Слайд
Сабантуй - традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощением.
Масленица – праздник сохранившийся с древних времён. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны.
Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?
Слайд
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ - это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.
- А какие семейные традиции знаете вы? ( ответы учащихся)
Работа в группах
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали)
Текст для 1 группы
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бишпармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бишпармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
Текст для 2группы
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
Текст для 3 группы
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст для 4 группы
Отрывок из детского сочинения
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
- Наш класс - это тоже семья. И у нас уже есть свои увлечения и традиции.
1) Традиционные классные мероприятия.
• День Знаний;
• День Здоровья;
• Экскурсии в библиотеки;
• Экскурсии в музеи;
• День Учителя;
• А, ну-ка, мальчики;
• А, ну-ка, девочки;
• Новогодние утренники
• День птиц;
• Прощание с Букварём;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать чувство ответственности и заботы за семью, уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы уч-ся, тесты
Тип урока: урок-усвоения новых знаний, умений и навыков
Методы: словесный, наглядный, практический, групповой работы
Ожидаемый результат: добиться осознания понятия «семья», «семейное благополучие»
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих умных и добрых учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнёмся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам!? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелаем всего доброго и хорошего друг другу и нашим гостям.
Наблюдение за погодой
- Заполняется календарь погоды (небо, солнце, осадки, температура воздуха).
Выполнение тестовых заданий с самопроверкой
1. Назовите второе название земноводных
А) рептилии
Б) амфибии
В) рыбы
2. Что позволяет рыбам плавать на любой глубине
А) плавательный пузырь
Б) плавники
В) чешуя
3. Назови млекопитающее
А) стрекоза
Б) ворона
В) кошка
4. Какая группа пресмыкающихся является самой большой?
А) змеи
Б) черепахи
В) ящерицы
5. Сколько ног у насекомых?
А) 7
Б) 6
В) 5
6. Сколько видов животных обитает на земле по подсчетам ученых?
А) около 2 миллионов
Б) около 2 тысяч
В) около 5 миллионов
2. Этап формирования ЗУН
- Тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами. Мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. В результате совместной работы мы найдём ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.
- Внимательно слушаем и отгадываем:
Слайд
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (Бабушка)
Слайд
С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (Дедушка)
Слайд
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет и причешет,
Кто заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (Мама)
Слайд
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (Папа)
Слайд
Это маленькое, пищащее,
Доставляющее много хлопот существо, но его очень любят. (Ребёнок)
- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить всегда!
- Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом (семья).
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Моя семья)
Слайд . «Я и моя семья»
Ученик
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Слайд 4. «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В. Сухомлинский
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд 5. - Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:
- Что такое семья? Какая семья может называться счастливой семьёй?
- Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я .Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ» . Маленькое семя , с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.
- А у вас большая семья? Расскажите о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек?
Рассказ о семье учащихся ( слайдовая презентация: Хуснутдинов Раниль, Мкоян Инга, Уркунова Мадина)
В каждой семье существуют свои традиции. Что это такое? Давайте разберёмся вместе.
Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.
Всем хорошо известны такие народные традиции, как:
Слайд
Сабантуй - традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощением.
Масленица – праздник сохранившийся с древних времён. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны.
Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?
Слайд
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ - это принятые в семье правила , которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.
- А какие семейные традиции знаете вы? ( ответы учащихся)
Работа в группах
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали)
Текст для 1 группы
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бишпармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бишпармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
Текст для 2группы
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
Текст для 3 группы
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
Текст для 4 группы
Отрывок из детского сочинения
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
- Наш класс - это тоже семья. И у нас уже есть свои увлечения и традиции.
1) Традиционные классные мероприятия.
День Знаний;
День Здоровья;
Экскурсии в библиотеки;
Экскурсии в музеи;
День Учителя;
А, ну-ка, мальчики;
А, ну-ка, девочки;
Новогодние утренники
День птиц;
Прощание с Букварём;
.участие в субботниках 2) Мы участвуем в различных конкурсах и традиция нашего класса – занимать призовые места.
3) Наши ребята дружат со спортом, танцами.
Физминутка
- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
3. Этап закрепления ЗУН
Слайд
Работа в парах.
- У вас на партах листы, на этих листах записаны качества, внимательно прочтите их, и обведите те, которые помогут каждой семье стать счастливой и дружной.
Болезнь Ненависть Дружба
Любовь Вражда Ссора Добро
Счастье Здоровье Уют Согласие
Спокойствие Грубость
- Прочтем названия этих качеств. Запомните их. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будет царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Игра «Сектор»
- В руках у меня геометрические фигуры разного цвета: зеленого, красного, синего.
- Вы выбираете понравившийся цвет, каждому из которых соответствует задание:
Слайд
- Кто для меня мать моей матери? (Бабушка)
- Папин папа? (… дедушка)
- Брат мамы? (… дядя)
- Сестра отца? (… тетя)
Слайд
7 Я
- Разгадать ребус.
Слайд
- Как на казахский язык переводится слово:
семья – ………… отбасы
мама - …………. шеше
отец – …………. әке
бабушка – …….. әже
дедушка – …….. ата
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Работа с пословицами.
Слайд
- Где любовь да совет, там и горя … нет
- Где мир и лад, не нужен и … клад
- Лучший клад, когда в семье … лад
- В гостях хорошо, а дома … лучше
- В семье разлад, так и тому… не рад
- В своем доме и стены… помогают
- Вся семья вместе, так и душа … на месте
- А какие пословицы о семье подобрали вы?
Игра «Кто кому кто?»
- Даша, кто ты для мамы?
- Айдар, кто называет тебя сыном?
- Артем, кто называет тебя братом?
- Саша, у твоей мамы есть дочка, кто она тебе?
- Алишер, у твоего папы есть брат, кто он тебе?
4. Рефлексия
- Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – это наш дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нем тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. И мы можем смело сказать: «Счастливая семья!»
Слайд
- Что же на свете дороже всего? семья
- А что значит семья? Это – семь я
- Без чего не может быть она? Без мамы, папы и меня.
- А чем же скреплена она? Любовью, заботой, теплом.
Ведь все мы связаны семьей.
- Наш урок подошел к концу. Понравился ли вам наш урок, поднимите руки выше, если «да», повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь.
- Что мы делали на уроке?
- С какими впечатлениями и знаниями вы уходите, о чем вы расскажите своим близким дома?
Ученик 1 (Шадрина Аида)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья –это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ученик 2 (Мочалова Дарья)
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Ученик 3 (Кофейникова Яна)
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Пожелания семье
Вы сегодня нашли на уроке пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на стикерах теплое пожелание своей семье.
Слайд
Семья – семь нот волшебных песни, Чтоб солнца свет не гас чудесный, Семья – душа любой страны, В ней все достоинства видны, Иначе жить никак нельзя! Пусть будет счастлива семья! (Хором)