Предмет : Познание мира 2 класс
Тема: Семейное благополучие
Цель: воспитывать личность имеющую представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи;
воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание
формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные
Ход урока
I.Организационный этап.
1.Психологический настрой
1) Приветствие учителем на русском и казахском языках.
2) Подведение итогов наблюдений за погодой.
- Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную для всех нас тему, и, я надеюсь, что вы будете активны, и у вас до конца урока сохранится хорошее настроение. А сейчас посмотрите друг на друга и пожелайте всем удачи, подарите друг другу улыбку, несколько тёплых слов.
2.Деление на группы
Дети делятся на 5 групп: «Мир – ?лем», «Дружба – Досты?», «Единство - Бірлік», «Счастье - Ба?ыт», «Мечта - Арман»
II.Актуализация знаний
1) Определение темы раздела и урока, задач урока
- Сегодня он необычен. Во – первых- на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.
1)- Определить тему нашего нового раздела и урока вы сможете выполнив задание. Один человек из группы получил эмблему с буквой на обратной стороне. выйдите к доске дети, с такой эмблемой. Из букв составьте слово. ( СЕМЬЯ- ОТБАСЫ). Дети, которые получили эмблему с буквой будут командиром команды, они будут распределять роли в группе и раздавать задания из конверта.
2)Разгадывание загадок
- Загадки: ( за отгаданную загадку дети получают карточку со слогом)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без. (папы)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
-Переверните полученные таблички другой стороной(на них слоги),составьте слово из слогов.
-Какое получилось слово?
бла
го
по
лу
чи
е
-Образуйте от слова семья однокоренное имя прилагательное, объедините его со словом благополучие, какое получилось словосочетание?(семейное благополучие)
-Значит тема нашего урока _________________________.(«Семейное благополучие»)
III. Работа по теме
1)«Мозговой штурм»
-С чем ассоциируется у вас слово семья?(дети говорят, учитель пишет на доске)
-Что такое семья в вашем понимании?
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает.
2) Упражнение «Ассоциация» составление кластера
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)
- Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.
Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость…)
- Как произошло слово «Семья», послушайте рассказы детей.
СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения. Каждая группа читает свою версию.
- Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я. Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
- «Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.
- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
- Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки
- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)
4)Работа в парах.
Игра «Найди свою пару»
- -шеше- mather-mum
- -?ке-father- dad
- -а?а-brother
- -?арындас-sister
- -?же-grandmather
- -ата-grand father
- -aunt
дядя- uncle
- niece
- nephew
- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?
(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).
- Какие бывают семьи?
- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).
5)Толкование слова «семья»
-Обратимся к толкованию этого слова. Прочитайте три варианта толкования слова «семья» на карточке
Г)Значение слова «семья». Каждая группа получает задание и словарь
Словарь Ожегова С.И.
Ушаков Д.Н.
Большой Энциклопедический словарь.
6)-Тема урока «Семейное благополучие». Как понимаете это выражение?
-Назовите синонимы к слову благополучие.(счастье, удача, успех, радость).
-Сегодня мы должны выяснить, какую семью можно считать благополучной, что надо делать, чтобы семья была благополучной, чтобы сохранить благополучие.
IV.Закрепление. работа в группах.
Группы образуются нового состава путем деления по цветам.
1группа:- Прочитать текст, найти и исправить смысловые ошибки в тексте:
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
2группа: -Собрать пословицы и объяснить их значение:
1. вместе, Вся, так и, семья, месте, на, душа
2. нет, согласия, В, добра, семье, где, не бывает
3группа:- Собрать пословицы и объяснить их значение:
1. дружной, В, холод, семье, и, в, тепло
2. дому, так и, В, разлад, не рад, семье
4группа: - Прочитайте стихотворение:
К дедушке и бабушке
Катя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
– Дед, налей мне чаю.
Дед низко голову склонил,
– Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Катя бабушке кричит:
– Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
на столе без соли?”
Кате бабушка в ответ:
– Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
– Что вам не понравилось в поступках детей?
– Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?
5группа: - Прочитайте легенду:
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».
Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание».
- Почему эту семью назвали дружной?
- Почему «понимание» является одним из важных признаков дружной и благополучной семьи?
- Обсуждение в группе
- Проверка
V.Динамическая пауза «Разминочка». Психологический тренинг
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
VI. Обобщение
Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.
- Какую семью можно назвать дружной?
- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?
- Какие обязанности есть у вас по дому?
- Какие заботы есть в каждой семье? ( о младших, о растениях, животных, пожилых людях)
– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?
– Какую семью можно назвать дружной?
– В какой семье царит лад?
ВЫВОД: Семейное благополучие – это доверие, взаимопонимание, любовь.
- А всегда ли так хорошо бывает дома? Возникают ли у вас проблемы с родителями, братишками, сестрёнками?
VII.Итог урока
-Я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Семья – это общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем.
VIII.Рефлексия
-Что нового и интересного узнали на уроке?
-Встаньте те, кто считает, что разговор на уроке был полезным. Обоснуйте.
-Представьте, что ваши родители пришли сейчас к нам на урок. Скажите им несколько тёплых слов:
« Закончи предложения, ответив на вопросы».
Мама и папа для меня самые ______________
Я доверяю свои тайны ____________________
Я люблю бабушку за то ___________________
Свою семью я считаю _____________________
Родным я хочу пожелать __________________
-Я думаю, что вы счастливые дети, так как «Счастлив тот, кто счастлив дома».