kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Совесть".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте!

Предлагаю конспект открытого урока по модулю "Основы светской этики" в 4 классе, по теме «Совесть». Задачи урока:  определить разницу и взаимосвязь между словами «стыд» и «совесть», познакомить с историей происхождения понятия, помочь осознать важность чувства стыда и угрызений совести, выяснить, как нужно поступать в жизненных ситуациях так, чтобы не мучила совесть. Конспект составлен согласно новым образовательным стандартам ФГОС. К конспекту прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы светской этики урок Совесть на конкурс»

Урок по модулю Основы светской этики, тема «СОВЕСТЬ» был проведён в 4 классе МАОУ « СОШ№2» г. Чернушка. Использовался учебник «Основы светской этики» Москва «Просвещение» 2010 год, электронное пособие «Основы светской этики», «Большая Советская Энциклопедия». Количество учащихся – 15 человек. Задачи урока: определить разницу и взаимосвязь между словами «стыд» и «совесть», познакомить с историей происхождения понятия, помочь осознать важность чувства стыда и угрызений совести, выяснить, как нужно поступать в жизненных ситуациях так, чтобы не мучила совесть. По итогам урока учащиеся давали полные ответы на вопросы, почти безошибочно прошли испытания тренажёра. По рассуждениям учащихся мною был сделан вывод о том, что они поняли важность совести и стыда.

Основы светской этики


урок №23


тема: Совесть


класс: 4


время: 40 минут


оборудование: проектор, компьютер, презентация «Совесть», электронное пособие «Основы светской этики»


литература: Большая советская энциклопедия или др., учебник «Основы Светской этики» Москва «Просвещение» 2010


виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой работы с членами семьи.


основные термины и понятия: совесть, стыд, размышление, чувства, воля.


зрительный ряд: портрет Демокрита, Л.Н. Толстого, иллюстрации учебника «Основы светской этики»











Ход урока:


этап

учитель

ученик


  1. Орг. момент
















  1. Проверка домашнего задания






















  1. Изучение нового материала


























































  1. Закрепление


  1. Итоги урока


















Домашнее задание

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами гость. Кто же этот гость и где он?

Даю вам подсказку:








Верно, это совесть. А где же она?



А она всегда с нами?

А давайте сегодня поговорим о ней.


-Дома вы подбирали и записывали пословицы о стыде и совести. Давайте сейчас послушаем ваши пословицы.

Учитель записывает некоторые из пословиц на доске, которые, по мнению детей наиболее подходят к данной теме.

Беседа по пословицам


Примерные пословицы:

Есть совесть – есть стыд, а стыда нет и совести нет.

После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Когда исчезает стыд, тогда появляется беда.

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.


Словарная работа по незнакомым словам

Вопросы по пословицам.


Просмотр презентации «Совесть» А.П. Гайдара из электронного пособия для учащихся «Основы светской этики». Ребята, задавайте вопросы по рассказу.



-Откройте тетради, запишите число, тему, откройте учебники на странице 48.

-Ребята, а давайте сравним эти два слова: стыд и совесть. Найдите в энциклопедии понятие СТЫД. Зачитайте, проговорите.

Стыд (БСЭ)

Стыд, чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы — покраснение лица, опускание глаз и т. п.

- А теперь в наших учебниках на странице 48 найдите понятие совести. Выпишите его в тетради. (СОВЕСТЬ – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке или нет.).

-Ребята, а теперь послушайте, что о совести говорит наш великий писатель Лев Толстой.

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

(Л. Толстой.)



Объясните выражение: «От совести не убежишь»

Работа по учебнику.

Комментированное чтение статьи из учебника

Составление плана статьи

Вопросы по прочитанному:


-Кто первым пытался понять, что такое совесть?

-Что писал Демокрит?












-Скажите, так где же находиться наша совесть сейчас? Она с нами?

- Бывали ли моменты, когда совесть покидала вас? Расскажите нам об этих моментах.


Какие выводы вы сделали из этих событий?

-Всегда ли нужно обращать внимание на угрызения совести? Почему? (можно вспомнить золотое правило нравственности).




Работа с электронным пособием: контроль 4, тренажёр 4


-Ребята, полезный гость у нас сегодня был?

-Чем отличаются понятия СТЫД и СОВЕСТЬ?

-Какие компоненты имеет совесть?

-Зачем человеку воля, размышления?

-Скажите, что было бы с человечеством, если бы совести совсем не было?

-Так для чего же она нужна нам?

-Рассмотрите иллюстрации на развороте учебника. Какие чувства испытывают на них персонажи?

-Вспомните произведения, в которых персонажи испытывали муки совести. Назовите эти произведения и поступки героев.

-Рассмотрите рисунок на стр. 48. Какому человечку больше повезло в жизни?

-Обманывала ли вас ваша совесть?

-Как узнать, когда совесть обманывает





Рисунок на тему «Моя совесть»





совесть






Она внутри каждого из нас.


?



По-очереди читают пословицы.


Объясняют смысл пословиц.
















Задают вопросы. (учитель помогает сформулировать)




Поиск в энциклопедии, зачитывание, проговаривание своими словами.












Совесть внутри нас…


















Читают составленные планы.



Демокрит

…переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд – это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение, а совесть – это стыд перед самим собой.



Рассказы учащихся


Ответы и размышления детей.



Просмотр содержимого презентации
«Совесть.pptxк конкурсу»

Совесть Основы светской этики Урок №23 Учитель: Паршакова Н.А., первая квалификационная категория,

Совесть

Основы светской этики

Урок №23

Учитель: Паршакова Н.А., первая квалификационная категория,

/ , ст совесть

/

,

ст

совесть

Есть совесть – есть стыд, а стыда нет и совести нет. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. Когда исчезает стыд, тогда появляется беда. Без совести и при большом уме не проживёшь. Знает кошка, чьё мясо съела. Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Совесть без зубов, а загрызёт. Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
  • Есть совесть – есть стыд, а стыда нет и совести нет.
  • После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
  • Когда исчезает стыд, тогда появляется беда.
  • Без совести и при большом уме не проживёшь.
  • Знает кошка, чьё мясо съела.
  • Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал.
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Демокрит (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.) — древнегреческий философ. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов.

Демокрит

(Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.) — древнегреческий философ. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов.

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой

Словарная работа

Словарная работа

  • Совесть
  • Совестливый
  • Стыд
  • Воля
  • Размышление
  • Справедливость
«От совести не убежишь»

«От совести не убежишь»

Золотое правило нравственности    Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе  «Золотое правило» — общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности

Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе «Золотое правило» — общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

ИСТОЧНИКИ

ИСТОЧНИКИ

  • http://ru.wikipedia.org
  • posloviz.ru/category/ sovest /
  • Учебное пособие «Основы светской этики» Москва «Просвещение» 2010 год
  • Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» «Просвещение» 2010 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: "Совесть".

Автор: Паршакова Наталья Анатольевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект занятия по курсу "Нравственные основы семейной жизни" на тему "Совесть и стыд" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-nravstviennyie-osnovy-siemieinoi-zhizni-na-tiemu-soviest-i-styd"
    ["file_id"] => string(6) "224245"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438615884"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок - презентация на тему "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-priezientatsiia-na-tiemu-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "231041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442340322"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "План-конспект урока нравственности на тему "Совесть как внутренний закон жизни". "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-uroka-nravstviennosti-na-tiemu-soviest-kak-vnutriennii-zakon-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "164055"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422562726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства