kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме :«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

  «ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»

              (Образовательная система «Школа 2100»,

                       авт. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.)

Цели урока:

  1. Образовательные:

     – познакомить с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило;

       – научить находить орфограммы в словах;

       – научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;

      - повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

      - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;

      - развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные:

     - воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент.

 - Прозвенел звонок веселый,

 Всех зовет нас на урок.

 Ну-ка, детки, все готовы?

 Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

/Дети садятся/

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? (Ждем новых открытий) Каким вы хотите его видеть? (Веселым, рабочим, познавательным.) - Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать чуть позже. Будьте внимательны.

  1. Беседа

Ребята, вы любите слушать песни? (Да)- А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Широко откройте рот,  как будто произносите звук.) Озвучьте этот звук. [а].

– А теперь вы видите такую картинку. (Артист вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Артист растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

[и], [а], [у]. [э], [о], [ы].

 

- Расскажите все, что вы знаете о гласных  звуках [ы]и [и],  (Они бывают ударными и  безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначении мягкости согласных на письме.)

- Расскажите все, что вы знаете о согласных звуках [ж],  и [ш], . (Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.) Молодцы!!

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности

– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162.

– Что вы на нём видите? (Дети играют.)

– Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? (Согласные.)

Согласные... согласные..

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(В. Берестов)

– А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие, свистящие, сонорные.)

Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.)

– Назовите шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч], [щ]) Что вы можете о них сказать?

Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают

Молодцы!!

Прочитайте слова:

Карандаши, снежинка, мыши, дыши, дорожка, ужи, дружит, лужи

-Какое слово лишнее и почему?

-Какое опасное место есть в этих словах?- ( жи, ши)

-Что такое опасное место?

-Почему оно так  называется, как можно по другому назвать опасное место?

 ОРФОГРАММА

Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма»,                      «Орфографическое правило».)

– Сформулируйте цель урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет … /Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина

уши

жир

пушинка

- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)

- Как они записаны? (Через букву И)

- Выполним звуко-буквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы]  - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])

- Мы слышим звук [ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответа : «Есть правило»)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим?  Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)

- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И?  (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.

- Такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называется

             «ОРФОГРАММА»

(ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма»

- Произнесем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»?

/1 – 2 ученика проговаривают правило/

- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 112.

- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой)

-  Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)

- Подчеркнем ее одной чертой.

- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)

- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 112/

- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)

- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/

- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./

- Прочитаем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)

- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/

- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово,

 1.- это правила написания слов,

 2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление.

 ( На доске написано  слово орфограмма.- Вы уже со многими знакомы

орфограммами. - Какие вы знаете орфограммы?  ( Дети говорят))

-Какие задания можно выполнить с орфограммами?

( придумать слова,  словосочетания, предложения, и т.д)  Выполните задание на каждое правило.

Проверка

 - Пользуясь орфографическим правилом, выполним задания

З ряд работает по учебнику с.113- упр. 165

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. (Дети проверяют работы друг друга)

- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/

-  Прочитайте, какие предложения у вас получились?

    Приложение    ( работа по группам)

9. Итог урока. Рефлексия.

- – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

11. Домашнее задание.

  • Задание  вы выберите по желанию
  • Стр.112-115.

И мне хотелось  закончить урок такими словами

««Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…»     К. Дитмар                     

   - Желаю вам, ребята, не терять свою искорку любознательности и наблюдательности, а также поддерживать своим вниманием и теплом других. Все вместе сегодня смогли разжечь яркий костёр интереса и знаний. А каждый из вас в отдельности – искорка, без которой у нас не получилось бы такого яркого урока!                                                                                        - А теперь улыбнитесь друг другу. Урок окончен. Спасибо за работу!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме :«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО» »

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»

Образовательная система «Школа 2100»,

авт. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.)

Цели урока:

  1. Образовательные:

– познакомить с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило;

– научить находить орфограммы в словах;

– научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;

- повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;

- развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет нас на урок.

Ну-ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

/Дети садятся/

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? (Ждем новых открытий) Каким вы хотите его видеть? (Веселым, рабочим, познавательным.) - Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать чуть позже. Будьте внимательны.

  1. Беседа

– Ребята, вы любите слушать песни? (Да)- А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Широко откройте рот, как будто произносите звук.) Озвучьте этот звук. [а].


– А теперь вы видите такую картинку. (Артист вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Артист растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

[и], [а], [у]. [э], [о], [ы].


- Расскажите все, что вы знаете о гласных звуках [ы]и [и], (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначении мягкости согласных на письме.)

- Расскажите все, что вы знаете о согласных звуках [ж], и [ш], . (Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.) Молодцы!!



II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности


– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162.

– Что вы на нём видите? (Дети играют.)

– Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? (Согласные.)

Согласные... согласные..

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(В. Берестов)

– А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие, свистящие, сонорные.)

– Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.)

– Назовите шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч], [щ]) Что вы можете о них сказать?

Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают

Молодцы!!

Прочитайте слова:

Карандаши, снежинка, мыши, дыши, дорожка, ужи, дружит, лужи

-Какое слово лишнее и почему?

-Какое опасное место есть в этих словах?- ( жи, ши)

-Что такое опасное место?

-Почему оно так называется, как можно по другому назвать опасное место?

ОРФОГРАММА

Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)

– Сформулируйте цель урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)




4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет … /Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина

уши

жир

пушинка


- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)

- Как они записаны? (Через букву И)


- Выполним звуко-буквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы] - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])

- Мы слышим звук [ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответа : «Есть правило»)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)

- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.

- Такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называется

«ОРФОГРАММА»

(ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма»

- Произнесем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»?

/1 – 2 ученика проговаривают правило/

- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 112.

- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой)

- Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)

- Подчеркнем ее одной чертой.

- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)

- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 112/

- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)

- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/

- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./

- Прочитаем хором. /Дети произносят/

- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)

- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/

- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово,

1.- это правила написания слов,

2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)



7. Первичное закрепление.


( На доске написано слово орфограмма.- Вы уже со многими знакомы

орфограммами. - Какие вы знаете орфограммы? ( Дети говорят))

-Какие задания можно выполнить с орфограммами?

( придумать слова, словосочетания, предложения, и т.д) Выполните задание на каждое правило.

Проверка


- Пользуясь орфографическим правилом, выполним задания

З ряд работает по учебнику с.113- упр. 165

- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. (Дети проверяют работы друг друга)


- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/

- Прочитайте, какие предложения у вас получились?


Приложение ( работа по группам)


9. Итог урока. Рефлексия.

- – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


11. Домашнее задание.

  • Задание вы выберите по желанию

  • Стр.112-115.

И мне хотелось закончить урок такими словами

««Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…» К. Дитмар



- Желаю вам, ребята, не терять свою искорку любознательности и наблюдательности, а также поддерживать своим вниманием и теплом других. Все вместе сегодня смогли разжечь яркий костёр интереса и знаний. А каждый из вас в отдельности – искорка, без которой у нас не получилось бы такого яркого урока! - А теперь улыбнитесь друг другу. Урок окончен. Спасибо за работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме :«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»

Автор: Бардина Людмила Михайловна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "Учимся применять орфографические правила""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "310201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458974190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Учимся применять орфографические правила. "
    ["seo_title"] => string(49) "uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila-1"
    ["file_id"] => string(6) "227690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440873100"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Что такое орфограмма. Правописание сочетаний жи-ши"
    ["seo_title"] => string(57) "chto-takoie-orfoghramma-pravopisaniie-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "276670"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452773938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства