УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ОРФОГРАММА. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО»
(Образовательная система «Школа 2100»,
авт. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.)
Цели урока:
- Образовательные:
– познакомить с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило;
– научить находить орфограммы в словах;
– научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
- повторить ранее изученные орфограммы.
2. Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
- развивать письменную и устную речь.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
Ход урока
- Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
/Дети садятся/
- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? (Ждем новых открытий) Каким вы хотите его видеть? (Веселым, рабочим, познавательным.) - Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать чуть позже. Будьте внимательны.
- Беседа
– Ребята, вы любите слушать песни? (Да)- А смотреть концерты с известными исполнителями?
– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.
Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Широко откройте рот, как будто произносите звук.) Озвучьте этот звук. [а].
– А теперь вы видите такую картинку. (Артист вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)
– Озвучьте следующую картинку. (Артист растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)
– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)
Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].
– Какие ещё есть гласные звуки?
[и], [а], [у]. [э], [о], [ы].
- Расскажите все, что вы знаете о гласных звуках [ы]и [и], (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначении мягкости согласных на письме.)
- Расскажите все, что вы знаете о согласных звуках [ж], и [ш], . (Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.) Молодцы!!
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности
– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162.
– Что вы на нём видите? (Дети играют.)
– Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? (Согласные.)
Согласные... согласные..
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(В. Берестов)
– А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие, свистящие, сонорные.)
– Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.)
– Назовите шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч], [щ]) Что вы можете о них сказать?
Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают
Молодцы!!
Прочитайте слова:
Карандаши, снежинка, мыши, дыши, дорожка, ужи, дружит, лужи
-Какое слово лишнее и почему?
-Какое опасное место есть в этих словах?- ( жи, ши)
-Что такое опасное место?
-Почему оно так называется, как можно по другому назвать опасное место?
ОРФОГРАММА
Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
– Сформулируйте цель урока:
1. Определить, что такое орфограмма.
2. Научиться находить орфограмму в словах.
3. Узнать, какие есть виды орфограмм.
4. Учиться писать слова с орфограммами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
4. Постановка проблемы.
- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет … /Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/
пружина
уши
жир
пушинка
- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
- Как они записаны? (Через букву И)
- Выполним звуко-буквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы] - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)
- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])
- Мы слышим звук [ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответа : «Есть правило»)
5. Поиск решения. (Подводящий диалог)
- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.
- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)
- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
- Такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называется
«ОРФОГРАММА»
(ОТКРЫТИЕ!)
/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма»
- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»?
/1 – 2 ученика проговаривают правило/
- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 112.
- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой)
- Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
- Подчеркнем ее одной чертой.
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 112/
- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
- Прочитаем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово,
1.- это правила написания слов,
2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)
6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)
7. Первичное закрепление.
( На доске написано слово орфограмма.- Вы уже со многими знакомы
орфограммами. - Какие вы знаете орфограммы? ( Дети говорят))
-Какие задания можно выполнить с орфограммами?
( придумать слова, словосочетания, предложения, и т.д) Выполните задание на каждое правило.
Проверка
- Пользуясь орфографическим правилом, выполним задания
З ряд работает по учебнику с.113- упр. 165
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. (Дети проверяют работы друг друга)
- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
- Прочитайте, какие предложения у вас получились?
Приложение ( работа по группам)
9. Итог урока. Рефлексия.
- – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
11. Домашнее задание.
- Задание вы выберите по желанию
- Стр.112-115.
И мне хотелось закончить урок такими словами
««Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…» К. Дитмар
- Желаю вам, ребята, не терять свою искорку любознательности и наблюдательности, а также поддерживать своим вниманием и теплом других. Все вместе сегодня смогли разжечь яркий костёр интереса и знаний. А каждый из вас в отдельности – искорка, без которой у нас не получилось бы такого яркого урока! - А теперь улыбнитесь друг другу. Урок окончен. Спасибо за работу!