kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое орфограмма. Правописание сочетаний жи-ши

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Что такое орфограмма. Правописание сочетаний жи-ши»   (2 кл.)

Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах.

  • Развивать орфографическую зоркость, умение работать в группе.

  • Формировать умения распознавать опасные места-орфограммы.

  • Создать условия для развития мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для работы в группах, таблички для схемы на доске, карточки с домашним заданием.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!  Сегодня у нас особенный день, у нас гости.  Давайте, мы их поприветствуем.

Слайд 1. *

 

Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения и успех.

2. - Запишем число и классную работу (с ком.) Слайд 2. *

 Хор.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Сегодня 6 февраля.

 Запись числа.

                                                                                            

3.Минутка чистописания. Слайд 3*.

-  Ребята,  давайте, урок начнём с чистописания

-   Перед вами буквосочетания жи-ши.   Из каких букв состоят эти сочетания? Из каких элементов состоит буква ж, ш, и? (Соблюдаем правила при письме)

4. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним всё, что знаем о буквах и звуках.

- Чем отличаются буквы от звуков? Слайд *

- Назовите в сочетаниях  звуки [ж, ш, ы].  Слайд4*.

На какие группы можно разбить эти звуки? (Гласные  и согласные )

- Чем отличаются гласные от согласных.

- Расскажите все, что вы знаете о гласных и,  ы  (Они бывают ударными и  безударными. И служит для обозначения мягкости согласных на письме, звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме

- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)

5. Постановка проблемы.  

 

-Почему мы вспомнили про буквы и звуки?

- Какие звуки даёт нам жи- ши?

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ы])

- Мы слышим звук [ ы],

звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме,

звук [ ж] всегда твердый,

значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы.

У нас не совпадение.  Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА! ) (Возможный вариант ответ : Есть правило.)


- А, что значит, знать правила? (Не делать ошибок. Ошибка – это нарушение правил)


 6.Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.) 

- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание

буквы И подчиняется правилу.

В сочетаниях жи-ши

Только и всегда пиши.


- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

-Мы с вами пронаблюдали, что в словах после звуков [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и. Место в слове после букв  ж и ш – это опасное место. А  ученые – филологи говорят, что буква и после ж и ш – это орфограмма. Орфограмма – это новое для нас слово. Найдите  значение этого слова в разных словарях русского языка. (Несколько ребят ищут значение слова в словарях, остальные – в учебнике.)

-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.

-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.

 (Орфограмму выделяем зелёной ручкой)
 ВЫВОД:- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма) и т.д.
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./ Слайд

В сочетаниях жи-ши

Только и всегда пиши.

 Итак, записываем сочетания жи-ши, соблюдая правила.  Слайд 9*

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?


- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило», «Орфограммы ударных гласных »


7. Физминутка.

8. Словарная работа

  1. Отгадайте загадку.

Что за чудо этот дом?

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

- Произнесите хором. После [ш], какой гласный звук слышите? Какую букву напишете? Почему?

2)Машина - это механическое устройство,  которое движется или совершает полезную работу.

3) Какие бывают машины?

4)Из каких частей может состоять слово?

Какая часть слова самая главная? Что такое корень?

 Как пишется корень во всех однокоренных словах?

Какие слова называются однокоренными?

Какие части слова образуют однокоренные слова?

   Подберите однокоренные слова.( Машинка, машинист, (механик, управляющий машиной),машинный, машиностроение.) Как напишете корень?

9. Первичное закрепление.

1)Упражнение в распознавании слов с жи-ши

Однажды собралось в лесу много зверей. Вышел вперед Медведь и сказал:
-«Сейчас будем соревноваться на знание написания слогов ЖИ и ШИ».
Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот первое препятствие: стоят ЛЫ…, а дальше точки, нужно вставить какой-то слог. Лисенок написал ЖЫ. Лыжи не с места. Зайчонок примерил ЖЕ – лыжи не с места. Бельчонок добавил ЖИ – получилось ЛЫЖИ, и лыжи поехали.  Кто из них дошёл до дистанции? Почему?
Итак, ребята, почему не выиграли приз Зайчонок и Лисенок?
(Они не знали правильный ответ, не знали, как пишутся слоги ЖИ и ШИ).

- Пользуясь орфографическим правилом,  запишите в строчку через запятую ответы на мои вопросы:

2)

-  Ребята, я  прочту стихотворение без последнего слова, а вы  отгадываете его по рифме, записываете в тетрадь.

 а) В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (жираф).

б) не поедет без бензина
наша быстрая … (машина)

в) собирают ребятишки
в парке желуди и … (шишки);
 

 г) наша Мурка спит и слышит
как в углу скребутся … (мыши);

10. Развитие речи.

Самостоятельная работа. (Распечатать тексты)

Прочитайте текст для себя (про себя). Прочитайте текст для других (хором).

Зимний день

Тихо падают сне…нки. Мягкий снежок покрывает кры…, деревья, землю. Ребята помогают ж…вотным. Им не страшны зимние сту….

 - Докажите, что это текст.

- Назовите признаки текста.

- Найдите в тексте слова с сочетанием жи-ши.

- Третье предложение списываем самостоятельно, с проговариванием по слогам орфографически. Подчеркнуть грамматическую основу.

11.  Работа в группах.

Правила работы в группе.

• Работай дружно, быть внимательным и вежливым.

• Умей выслушать другого.

 • Находить общее решение

• Уважай мнение других.

• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

.

Каждая группа получает лист с заданием: выбрать из предложенных слов

1 гр. – им.существительные

2гр. – глаголы

3гр. – им.прил.

5 гр. – составить пословицу и объяснить значение.

Составьте пословицу. Когда так говорят?

живут, и, Учение, рядом, труд.








 

12.Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, сегодня мы какую орфограмму отработали?

- Всегда ли мы пишем слова так, как слышим?

Вывод: Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу.

В сочетаниях жи-ши

Только и всегда пиши.

-Вы все хорошо работали, но особенно активны были … (оценивание)

13.  Д.З. Откроем дневники и запишем домашнее задание.

- Задание будет творческое: для взаимодиктанта подберите и запишите 10 слов с орфограммой И в сочетании ЖИ, ШИ.

Спасибо за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое орфограмма. Правописание сочетаний жи-ши»

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли у тебя на месте, Все ль в порядке: Лежит ли ручка на столе, Линейка и тетрадка? Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

Старательно трудитесь!

Я тетрадочку открою,  Уголочком положу.  Я, друзья, от вас не скрою,  Ручку я вот так держу.  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я примусь.

Я тетрадочку открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь.

Шестое февраля. Классная работа.

Шестое февраля.

Классная работа.

Минутка чистописания.

Минутка чистописания.

Чем отличаются буквы от звуков?  Назовите в сочетаниях звуки.

Чем отличаются буквы от звуков? Назовите в сочетаниях звуки.

[ ж ]  [ ш ]  [ ы ]

[ ж ] [ ш ] [ ы ]

[ ж ы ] - ж и    [ ш ы ]  - ш и

[ ж ы ] - ж и [ ш ы ] - ш и

ОРФОГРАММА

ОРФОГРАММА

Вывод: Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу.

Вывод: Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу.

Минутка чистописания.

Минутка чистописания.

м … шина А О или

м … шина

А

О

или

м аши на

м аши на

Зимний день Тихо падают сне…нки. Мягкий снежок покрывает кры…, деревья, землю. Ребята помогают ж…вотным. Им не страшны зимние сту… .

Зимний день

Тихо падают сне…нки. Мягкий снежок покрывает кры…, деревья, землю. Ребята помогают ж…вотным. Им не страшны зимние сту… .

Ш…ШКИ ПУШ…СТЫЙ ЁЖ…К ЛАНДЫШ… ЛЫЖ… ДУШ…СТЫЙ Ж…ЗНЬ
  • Ш…ШКИ
  • ПУШ…СТЫЙ
  • ЁЖ…К
  • ЛАНДЫШ…
  • ЛЫЖ…
  • ДУШ…СТЫЙ
  • Ж…ЗНЬ

8 . РЕШ…Т

9. СЛУЖ…ТЬ

10. Ш…РОКИЙ

11. Ш…ПИТ

12. КАРАНДАШ…

13. Ж…ДКИЙ

Ребята! Что нового вы узнали на уроке? Чем занимались? Молодцы! Вы отлично потрудились!

Ребята! Что нового вы узнали на уроке?

Чем занимались?

Молодцы! Вы отлично потрудились!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое орфограмма. Правописание сочетаний жи-ши

Автор: Баймухаметова Рима Габдрахмановна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства