Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Родственные слова"»
Тема: Родственные слова. Общая часть родственных слов.
Цель: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова
Задачи урока:
• Совершенствовать умение подбирать родственные слова, выделять корень в слове; • Практически знакомить с механизмом образования слов; • Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать. • Воспитывать умение общаться и работать в группах.
Межпредметные связи: русский язык, литература
Оборудование: опорные слова, карточки для парной и групповой работы, куклы Миша и Маша, ИКТоборудование
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь-поделитесь своей радостью. Гости нам тоже улыбнутся. Мне очень приятно видеть улыбки на ваших лицах и думаю, что сегодняшний урок нам принесет только положительные эмоции.
Прочитайте пословицу « Ум да разум надоумят сразу»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы
-Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.
Назовите родственные слова из пословицы.
Докажите, что это родственные слова
(Называют признак родственных слов): общее значение, разная основа, общая часть. Запишите пословицу. Выделите общую часть слова.
- А как называется общая часть слова ( молчок, или какие то комментарии)
Вывод : не знаем
-А хотите узнать как она называется?
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока: Родственные слова. Общая часть родственных слов
Цель урока: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова
Строим план урока:
Повторение
Новый материал
Закрепление пройденного (работа в парах, группах, индивидуально)
Итог урока
Рефлексия
А какие умения будем оценивать? Обсуждение (на доске появляются критерии)
Умение подбирать родственные слова
Умение выделять общую часть слова
Что мы сейчас делали?
-Планировали свою деятельность
А для чего мы изучаем родственные слова?
А что вам хотелось бы узнать сегодня на уроке?
III.Открытие новых знаний:
На слайде Маша и Миша и корень растения
- Чему удивились Маша и Миша?
- огромному корню дерева
Что такое корень?
-подземная часть растения
А ещё знаете значение корня?
-корень зуба, ногтя и т. д.
А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений
(многозначные)
Ребята, а растение может жить без корня? А как вы думаете, может ли жить слово без общей части?
Давайте вернемся к нашим словам, проведем эксперимент. Закройте общую часть слова и попытайтесь прочитать. Что- то понятно?
-нет.
Может жить слово без общей части. А кто догадался, как называется общая часть слова?Как растение не может жить без корня, так и слово не может жить без…..
Корень
Сделаем вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.
Сравним свой вывод с выводом учебника. стр 96
Скажите, как вы поняли, что такое корень?
IV. Работа в парах
-Давайте вспомним строчки из стихотворения В. Берестова, которые вы недавно учили. (читает наизусть один человек)
Валентин Берестов
День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли. Глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно?
- Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень. (зим) - Давайте поможем одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова к корню зим. Какой вид работы выберем (Работа в парах)
Обсудите, запишите.
Проверка
Физминутка (музыкальная )
Продолжаем работать. (вспомнить тему урока)
Помогите Мише и Маше справиться с заданием учебника упр 68 (самостоятельно) Один работает у доски
Выписать род. слова, выделить корень. Какие слова лишние.
Проверяем (дискуссия)
Работа в группе:? (Разноуровневая)
Вспоминаем правила работы в группе
Для этого организуем работу в группах.
- Вам нужно:
Взять пакет с заданием.
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Представить отчёт группы.
1.
Ребята!
Прочитайте текст.
Найдите родственные слова.
Докажите правильность своего ответа
Подготовьте отчёт о работе по плану.
Грибники.
Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!
План отчёта группы
Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).
У этих слов схожее _____________________.
Во всех словах есть общая часть ____________.
Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.
_ Вывод: общая часть родственных слов слова называется__________
В группе мы работали_________________ уровне, так как
2. Отгадай загадку, к отгадке подбери родственные слова, выдели корень