-
Тема урока:
-
Разнообразие птиц
Цели урока: углубить и обобщить знания школьников по теме “Птицы”, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны, продолжить развитие интереса к процессу познания природы и познавательную активность,воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
ХОД УРОКА 1.Организационный момент 2.Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном для нас мире.
- Закройте глаза ( Прослушивание записи «Пение птиц в лесу»).
Сформулируйте тему урока: «Птицы». 3.Актуализация знаний и постановка проблемы -
-Я хочу вам рассказать вот такую историю:
«Однажды вечером я гуляла по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумала я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
Проблемный вопрос:
-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь, белку-летягу отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)
4.Новая тема
На доске: орнитология, орнитолог. -
Первая станция: “Интеллектуальный “Олимп"
-
1.Какая наука изучает птиц? (Орнитология) 2.Звери ходят на четырех ногах, а птицы? (Двух
-
3. Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду (Кукушка)
-
4.У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)
-
5.Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри, 1,5-2гр, размер шмеля)
-
6.Какие птицы выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)
-
7.Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь) 8. Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
-
Вторая станция “Темная птичка” Работа в парах : выдаются карточки с изображением силуэтов птиц, под ними пустые клеточки, в них необходимо вписать название птиц. Третья станция «Музыкальная» Узнай, чья это песня? Четвертая станция“Легендарные птицы”:- Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи.Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?(Кукушка)
-
- Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За что Бог наградил их перекрывающимися клювами и причислил к лику святых. Угадали?(Клесты)
- В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица?(Сова)
В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее зовут на самом деле?(Козодой)
- Эти птицы приспособились к самому суровому климату на земле. Они прекрасно себя чувствуют среди ледяных полей и свирепого холода. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира оберегает от трескучих морозов.О ком идет речь?(Пингвин)
- Самые маленькие птицы на свете. Они не щебечут и не поют, а забавно жужжат. Питаются они нектаром.(Колибри) -
Пятая станция «Пословицы» Собрать пословицы.( работа в парах)
-
Шестая станция «Загадочная»
-
Итак, последняя седьмая остановка путешествия: “ЭкологическаяВ системе охраны природы, в Казахстане играют большую роль государственные заповедники, среди которых есть орнитологические. 5..Закрепление. (прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы)
-
6.Рефлексия.
-
- Что запомнилось больше всего?
- Что было самым интересным?
- Ребята, каждый из вас старался, принимал на уроке активное участие. Сейчас каждому из вас нужно оценить себя. (Самооценка)
- Кто считает, что трудился отлично – берет красное перышко, старался – синее, подтянись – зеленое. -
7.Подведение итогов урока