Просмотр содержимого документа
«Открытый урок во втором классе по познанию мира "Разнообразие птиц"»
Учитель: Клименко Ольга Алексеевна
Класс: 2
Тема урока:«Разнообразие птиц».
Цели: сформировать знания о разнообразии птиц; научить определять принадлежность животного к своей группе; воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Оборудование :ИКТ ,муляж птицы, фонарики, рисунки птиц, перья птиц, стакан с водой.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний.
Ребята , вспомните, о чём мы с вами говорили на последних уроках познания мира:(о разнообразии животного мира)
-Кто помнит, как называется наука, изучающая животных?)
-На сколько групп учёные-зоологи разделили всех животных?
-Назовите названия этих групп.
(ответы детей)
-А сейчас давайте проверим, что вы знаете о представителях этих групп и поиграем в игру «Да, нет». Я буду высказывать своё предположение, если вы с ним согласны - поднимаете зелёную карточку, если нет - красную.
Итак, начинаем: (игра «Да, нет»)
-Собака, медведь, рысь относятся к группе зверей. (да)
-Самое прожорливое животное - стрекоза. (да)
-Тело пресмыкающихся покрыто шерстью (нет)
-Мухи, бабочки, комары относятся к группе насекомых (да)
-Паук-это насекомое(нет)
-Рыбы -это земноводные, потому что могут жить и на земле и на суше (нет)
- Тело рыб покрыто чешуёй и у них есть плавники (да)
-К земноводным животным относятся лягушки, жабы (да)
А теперь вспомните и скажите, о животных какой группы мы не вспомнили? ( о птицах)
III. Самоопределение к деятельности.
-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).
- Чему сегодня на уроке вы должны научиться?(различать птиц по их характерному признаку, научиться называть части тела птицы, знать особенности жизни некоторых представителей этой группы животных)
- Для начала давайте заглянем в гости кМуравьишке Вопросику. Сейчас он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. И он ей рассказывает вот такую историю:
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
Проблемный вопрос:
-А вы ребята как думаете,? Можно ли курицу, бабочку, отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)
-Для того, чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется
она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи.
IV.Изучение нового материала.
На доске: орнитология, орнитолог.
- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)
- Почему? (Бабочка насекомое.)
- По какому признаку мы различаем птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
-Что вы можете сказать о курице? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями.)
- Курица летает плохо, но учёные-орнитологи её относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы.
Практическая работа с чучелом птицы.
- Давайте познакомимся со строением птицы.
-Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями . Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Электронная физминутка «Весенняя песенка»
Практическая работа.
1.Закрепление нового материала.
- У вас на партах в конвертах лежат перья. Достаньте их. (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое).вот поэтому оно такое лёгкое.
- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было таких шариковых ручек, как сейчас, люди для письма приспосабливали как раз птичьи перья. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным способом , а при письме это перо макали в специальные чернильницы, в которых были чернила, а затем уже писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие великие русские поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.
Вывод:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.
2.Беседа.
- А какая птица говорит о себе так?
И петь не пою,
И летать не летаю.
За что же тогда
Меня птицей считают?
(Страус)
- Попробуйте ответить на вопрос страуса. (Тело страуса покрыто перьями.)
- Сейчас послушайте, очень интересную информацию об этой загадочной птице, которую для вас приготовила и расскажет (Цекова Мария.)
(Страус —это нелетающая птица, зато он самый быстроногий бегун в мире. Он может бегать со скоростью 120 километров в час. Одно яйцо африканского страуса выглядит так, как 20—25 куриных яиц вместе и
весит более килограмма. Скорлупа яйца настолько твердая, что ею можно пользоваться как посудой. Яйца страуса употребляются в пищу и признаются деликатесом.
Удар лапы африканского страуса значительно сильнее удара лошадиного копыта. Но в случае его нападения достаточно поднять на палку фуражку, чтобы эта птица немедленно отступила. Оказывается, страус нападает только на тех противников, которые ниже его ростом.)
- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин)
- Почему это животное тоже относят к птицам? (Тело покрыто перьями.)
-У этой птицы есть одно сходство с нами, людьми- они тоже своих малышей-детёнышей отправляют в детские сады. Вот что нам об этом расскажет (Машкина Екатерина)
(Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Их птенцы, по мере развития, начинают съедать от до 1 кг пищи в день. Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду». Часть взрослых пингвинов охраняют их от нападения хищных птиц. Тысячи птенцов черной толпой стоят, прижавшись друг к другу, и брат брата согревает. Возвращаясь, родители по голосу отыскивают своего птенца и кормят только его.)
3. Работа по учебнику.
-Чтение текста с разбором: где живут птицы? Чем питаются?Какую пользу приносят птицы?
4. Игра « Доскажи словечко.»-Ну а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о других птицах Казахстана .
На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться - Два могучие крыла У хозяина ... (орла)
Сел на елку, на сучок, Бороды торчит клочок; Как летун — он плоховат, И порою глуховат.
(глухарь)
Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут
Кто же это? Гордый …(беркут)
Возле моря ходят босы, Голенасты, горбоносы: В розовой одежке Вышли для кормежки. Клюв на море – как сачок: Цедит муть с букашками; Но работает сачок Только вверх тормашками. В розовом уборе До колен он в море.(Фламинго розовый)
Красноватый огонёк
Чуть поляну не поджёг
Он - краса лесных полян,
Родич курицы-… (фазан)
Он мешок под клювом носит
Рыбу схватит -туда бросит.
Эта птица-великан,
А зовётся …(пеликан)
Птицы, о которых вы отгадали загадки находятся на грани исчезновения, и поэтому их защищает наше государство. Все они занесены в Красную книгу Казахстана. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
В давние времена жил в лесу человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы , обитающие в лесу, и повели между собой разговор
Отчего на свете бывает зло?-спрашивали они друг друга.
Ворона сказала:Зло бывает от голода . Когда проголодаешься , совершаешь зло, не читаясь ни с чем .Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода , не будет и зла.
Голубь сказал:Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку , нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит её куда – нибудь отлучиться , пока не вернётся , тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается , идёшь искать, её рискуешь погибнуть. Всё зло от
любви.
Прошипела змея: - А по- моему , зло бывает от раздражительности. Если мы жили дружно, всё было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься так и хочется кого- нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.
- Нет, - сказал олень, - зло на свете – от страха.
Если бы не было страха , всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро , сил у меня много .Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева , зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь , как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.
Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.
- Вы все по- своему правы , - сказал человек.Но дело не в голоде, любви, раздражительности и трусости. Все живущие на планете
Должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие, за ваши улыбки, за вашу поддержку.
Спасибо всем за урок!
Домашнее задание: подготовить сообщение об интересных фактах из жизни птиц.