Проблемный вопрос. Как человек использует полезные ископаемые?
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Актуализация знаний.
Какими богатствами Земли пользуется человек?
Постановка цели и задач урока
Сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое полезные ископаемые и какими они бывают.
Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Рассказ учителя с использованием демонстрационного материала (полезные ископаемые).
Горы состоят из горных пород. Горные породы находятся и на равнинах под слоем почвы. В земле залегают песок, глина, камни, каменный уголь, известняк и другие породы. На поверхности земли тоже можно найти и камни, и песок, и глину. Это плотные и рыхлые горные породы. Плотные горные породы - это гранит, известняк, каменный уголь, а рыхлые - песок, глина. Слои горных пород хорошо видны в карьерах и обрывах.
Есть и жидкие полезные ископаемые - это нефть. Газообразное вещество - природный газ используется для отопления и приготовления пищи.
Одни из них находятся на поверхности земли, другие - глубоко в земле. Их называют полезными ископаемыми. Места, где были найдены полезные ископаемые, называются месторождениями, а где их берут (добывают) - местами добычи.
Полезные ископаемые - это горные породы, которые добывают из глубин земли или с ее поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека.
Проблемный вопрос. Как человек использует полезные ископаемые?
Обсуждение вопроса в группе. Используя информацию, полученную из рассказа учителя и приобретенную ранее из других источников, учащиеся обсуждают проблемный вопрос. После обсуждения каждая группа делится своим мнением.
Работа с учебником. Учащиеся читают текст о группах полезных ископаемых и заполняют таблицу в рабочей тетради.
Горючие полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые
Нерудные полезные ископаемые
4. Работа с картой полезных ископаемых Казахстана.
- Рассмотрите карту полезных ископаемых Казахстана. Найдите месторождения полезных ископаемых в своей области и других регионах нашей страны.
Закрепление знаний и способов действий.
Игра «Горячий попкорн». Учащиеся по очереди встают и говорят о том, что они узнали на уроке. Учащиеся не должны говорить одновременно и более одного предложения.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Мне понравилось на уроке:
Мне было интересно:
У меня есть вопрос:
Информация о домашнем задании.
Внимательно рассмотрите свой дом, двор и предметы, которые в них находятся. Где, по вашему мнению, были использованы полезные ископаемые? Если не знаете, как они называются, спросите у взрослых.