kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока познания мира "Почва и её состав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен по технологии "Биоинформатика и синергетика" (автор Ф.Я. Вассерман). Карта "Устный урок2" позволяет усвоить новую тему, закрепить изученный материал, при этом опросив всех учащихся класса по МПМ (матрица посадочных мест).

Тема. Особенности почвы и её состав

Цель урока: знать состав почвы;

Задачи урока: 1)усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. 

  2) развивать скорость мышления, память, внимание;

   3) воспитывать бережное отношение к природе, выработать интерес и     мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека;

Оборудование: интерактивная доска,  авторская презентация  Power Point.

Технологическая карта: Устный урок №2 по технологии «Биоинформатика и синергетика» ( автор Ф.Я. Вассерман)

                                          Ход урока

I. Организационный момент.

 Объяснение работы по карте. Слово лидеру.

БиС технология – это прогресс

Стал интересным учебный процесс

Карты уроков мы уже знаем

На Устном уроке мы отвечаем

Всё у нас получится

Потому что мы по БиСу

Классом дружно учимся.

Ведь наш девиз: «Наш класс всегда

 идёт вперед и никогда не отстаёт»

2.Актуализация субъектного опыта учащихся.

- О какой земле идёт речь? (о почве)

Сказала лопата:

 Земля - чтобы рыть.

 Ботинки сказали:

 Земля - чтоб ходить.

 А люди сказали:

 Земля - чтобы жить.

1. Знакомство с терминами и понятиями новой темы.

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.(слайд2)

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

Что же такое почва? ( слайд 3)

Верхний слой земли темного цвета.( слайд 4)Темный цвет почва приобретает за счёт остатков погибших растений и животных, т.е перегноя.

Если рассмотреть внимательно верхний слой, то можно увидеть многочисленные сплетения растительных корней, а также дождевых червей, насекомых и их личинок. ( слайд 5).

Основное свойство почвы – плодородие ( слайд 6). Плодородие – способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай.( слайд 7). Поэтому народная мудрость гласит: Больше в кладовую положишь – больше и соберешь»

Почва состоит из смеси песка, глины  перегноя, бактерии, дождевые черви, находящиеся в почве, перерабатывают остатки животных и растений, увеличивая слой почвы. В почве есть вода, которые растворяет питательные вещества, и есть воздух, соли. ( слайд9).

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)(слайд10)

- Почему в этих местах нет почвы?

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

2. Чтение текста (2 мин) на лист учебника. Нахождение опорных слов. – Первые отметки

3. Организация восприятия.

Опорные слова закрываются. Учащиеся должны запомнить 14 слов.

Почва, верхний слой, земля, перегной, плодородие, растения, цвет, вода, песок, глина, соли, бактерии, воздух. Запись слов по памяти.- 1мин15сек- Вторая отметка

4. Организация осмысления

Перекрёстный опрос по МПМ. – Третья отметка

Перекрёстный опрос по теме: «Особенности почвы и её состав»

1.С чем связано обилие растений? ( с наличием почвы)

2. Какого цвета верхний слой земли? ( темного цвета)

3.Что называется почвой? ( верхний рыхлый плодородный слой земли на котором растут растения)

4. Какая почва считается плодородной?( та почва, в которой содержится всё, что необходимо растениям для жизни и плодоношения)

5. Что входит в состав почвы? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли и микроорганизмы)

6. За счёт чего почва приобретает тёмный цвет? ( перегноя)

7. Как образуется перегной? ( остатки погибших растений и животных, перепревших листьев)

8. Чем почва отличается от горных пород? ( горные породы бесплодны, растения на них не растут)

9. Что можно увидеть в верхнем слое почвы? ( сплетения растительных корней, много дождевых червей, насекомых и их личинок))

10.Назовите условия, необходимые для произрастания растений. ( тепло, свет, воздух, вода)

11. Что улучшает почву?(бактерии, которые преобразуют остатки пищи и животных, которые попадают в почву)

12. Почему растения не растут на чистых горных породах. (бесплодны)

13. Как меняется цвет почвы? ( в верхних слоях он темнее, а глубже бледнеет)

14.Какое значение имеет почва для людей?

15. Что такое плодородие?( способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай)

16. Как влияют насекомые, черви и другие животные на плодородие почвы? (улучшают её состав)

17. Могут ли люди улучшить плодородие?

18. Назовите основное свойство почвы. ( плодородие)

5. Первичная проверка понимания. Взаимотестирование. Тестовая дуэль.

Один ученик вызывает к ответу другого и они обмениваются вопросами. Опрос по МПМ. Четвёртая отметка.

6.Организация первичного закрепления. ( время 5 минут) тематический словарный запас по изучаемой теме.

7. Анализ

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Определение уровня усвоения материала классом.

8. Оценки

4-5 отметок -оценка 5

3 отметки-оценка 4

2 отметки - оценка 3

9. Домашнее задание. прочитать стр.108

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира "Почва и её состав" »

Валеева Наталья Альбертовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Сатпаев



Тема. Особенности почвы и её состав

Цель урока: знать состав почвы;

Задачи урока: 1)усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы.

2) развивать скорость мышления, память, внимание;

3) воспитывать бережное отношение к природе, выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека;

Оборудование: интерактивная доска, авторская презентация Power Point.

Технологическая карта: Устный урок №2 по технологии «Биоинформатика и синергетика» ( автор Ф.Я. Вассерман)

Ход урока

I. Организационный момент.

Объяснение работы по карте. Слово лидеру.

БиС технология – это прогресс

Стал интересным учебный процесс

Карты уроков мы уже знаем

На Устном уроке мы отвечаем

Всё у нас получится

Потому что мы по БиСу

Классом дружно учимся.

Ведь наш девиз: «Наш класс всегда

идёт вперед и никогда не отстаёт»

2.Актуализация субъектного опыта учащихся.

- О какой земле идёт речь? (о почве)

Сказала лопата:

Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

Земля - чтоб ходить.

А люди сказали:

Земля - чтобы жить.

1. Знакомство с терминами и понятиями новой темы.

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.(слайд2)

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

Что же такое почва? ( слайд 3)

Верхний слой земли темного цвета.( слайд 4)Темный цвет почва приобретает за счёт остатков погибших растений и животных, т.е перегноя.

Если рассмотреть внимательно верхний слой, то можно увидеть многочисленные сплетения растительных корней, а также дождевых червей, насекомых и их личинок. ( слайд 5).

Основное свойство почвы – плодородие ( слайд 6). Плодородие – способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай.( слайд 7). Поэтому народная мудрость гласит: Больше в кладовую положишь – больше и соберешь»

Почва состоит из смеси песка, глины перегноя, бактерии, дождевые черви, находящиеся в почве, перерабатывают остатки животных и растений, увеличивая слой почвы. В почве есть вода, которые растворяет питательные вещества, и есть воздух, соли. ( слайд9).

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)(слайд10)

- Почему в этих местах нет почвы?

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

2. Чтение текста (2 мин) на лист учебника. Нахождение опорных слов. – Первые отметки

3. Организация восприятия.

Опорные слова закрываются. Учащиеся должны запомнить 14 слов.

Почва, верхний слой, земля, перегной, плодородие, растения, цвет, вода, песок, глина, соли, бактерии, воздух. Запись слов по памяти.- 1мин15сек- Вторая отметка

4. Организация осмысления

Перекрёстный опрос по МПМ. – Третья отметка

Перекрёстный опрос по теме: «Особенности почвы и её состав»

1.С чем связано обилие растений? ( с наличием почвы)

2. Какого цвета верхний слой земли? ( темного цвета)

3.Что называется почвой? ( верхний рыхлый плодородный слой земли на котором растут растения)

4. Какая почва считается плодородной?( та почва, в которой содержится всё, что необходимо растениям для жизни и плодоношения)

5. Что входит в состав почвы? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли и микроорганизмы)

6. За счёт чего почва приобретает тёмный цвет? ( перегноя)

7. Как образуется перегной? ( остатки погибших растений и животных, перепревших листьев)

8. Чем почва отличается от горных пород? ( горные породы бесплодны, растения на них не растут)

9. Что можно увидеть в верхнем слое почвы? ( сплетения растительных корней, много дождевых червей, насекомых и их личинок))

10.Назовите условия, необходимые для произрастания растений. ( тепло, свет, воздух, вода)

11. Что улучшает почву?(бактерии, которые преобразуют остатки пищи и животных, которые попадают в почву)

12. Почему растения не растут на чистых горных породах. (бесплодны)

13. Как меняется цвет почвы? ( в верхних слоях он темнее, а глубже бледнеет)

14.Какое значение имеет почва для людей?

15. Что такое плодородие?( способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай)

16. Как влияют насекомые, черви и другие животные на плодородие почвы? (улучшают её состав)

17. Могут ли люди улучшить плодородие?

18. Назовите основное свойство почвы. ( плодородие)

5. Первичная проверка понимания. Взаимотестирование. Тестовая дуэль.

Один ученик вызывает к ответу другого и они обмениваются вопросами. Опрос по МПМ. Четвёртая отметка.

6.Организация первичного закрепления. ( время 5 минут) тематический словарный запас по изучаемой теме.

7. Анализ

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Определение уровня усвоения материала классом.

8. Оценки

4-5 отметок -оценка 5

3 отметки-оценка 4

2 отметки - оценка 3

9. Домашнее задание. прочитать стр.108








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока познания мира "Почва и её состав"

Автор: Валеева Наталья Альбертовна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Почва России""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pochva_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "364382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480525823"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rieki-i-oziora-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "105570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства