Ресурсы: бейджики ( «аналитик», «иллюстратор», «экспериментатор»), газета, цветная полоска, цветное стёклышко, лист белой бумаги, панамка, освежитель воздуха, наручные часы, учебник «Наш мир» О.Н.Федотова 2 класс ,1 часть, О.Н. Федотова хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный», 2 класс.
Организация пространства : групповая работа в форме «Заседание клуба»
Предварительный этап: В классе за неделю до проведения урока появляется объявление: «Без воды и воздуха жизнь на Земле не возможна!Приглашаем вас принять участие в работе школьного клуба «Мы и окружающий мир».План работы клуба на ближайший месяц:-свойства воздуха.-Кому и для чего нужна вода?-Вода и её свойства.-Подготовка к школьной олимпиаде.-Приём в клуб новых членов.» (Приложение №1)Ход урока1.Организационный момент Учащиеся в соответствии с индивидуальными способностями делятся на три группы - аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы. Каждому крепится бейджик. (Приложение №2) -Повторим правила работы в группе Обсуждение задания (коллективно) Выполнение практического задания («экспериментаторы») Оформление задания («иллюстраторы») Формулирование выводов («аналитики») 2.Открытие новых знаний. -Отгадайте: 1) Есть невидимка: 2)Чего в комнате не видишь? В дом не просится, А прежде людей Бежит, торопится. (воздух) - Для чего нам нужен воздух? (он необходим для дыхания человека и животных, для растений)3. Практическая работа - Что нужно, чтобы быть хорошим исследователем? - Какими качествами должен обладать исследователь? (уметь наблюдать, быть внимательным; правильно задавать вопросы; работать с книгой; выделять главное; устанавливать причину и следствие) - Ставим задачу практической работы (определить свойства воздуха) Перед детьми в каждой группе лежат газеты, цветные полоски, цветное стеклышко, наручные механические часы и план работы.
Учитель предлагает оценить работу своей группы с помощью жетонов:
- красный – «отлично»
- желтый – «хорошо»
- синий – «удовлетворительно»
«Экспериментаторы» в каждой группе демонстрируют опыт в соответствии с инструкцией, «аналитики» делают вывод, «иллюстраторы» фиксируют результат в таблице. (Приложение №3)
Объект для исследования свойств воздуха
Цель исследования
Инструкция
Результат
Рефлексия каждого этапа
Газета
(Приложение№4)
Доказать, где находится воздух
Сложи газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица
Воздух находится везде, окружает нас со всех сторон
Приведите примеры из жизни.
Цветная полоска
Доказать, что находится между тобой и полоской
Найди задание в учебнике на с. 46 и выполни его
Воздух прозрачен
Приведите примеры из окружающего мира
Цветное стеклышко
(Приложение №5)
Доказать, имеет ли воздух цвет.
Через цветное стеклышко посмотрите на белый лист бумаги. Уберите стеклышко.
Воздух бесцветен
Приведите примеры из жизни.
Освежитель воздуха
(Приложение №6)
Доказать, имеет ли чистый воздух запах.
Учитель распыляет освежитель воздуха. Что изменилось?
Чистый воздух не имеет запаха
Просмотр отрывка фильма «Основы противопожарной безопасности» (DVD)
ФизминуткаОкна в классе
Доказать, для чего в окна вставлены двойные рамы
Посмотрите на окна в вашем классе. Там вставлены двойные рамы?
Воздух плохо проводит тепло
Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Панамка
(Приложение №8)
Доказать, почему в жаркий солнечный день советуют надеть на голову панамку?
На основе жизненного опыта
Воздух хорошо пропускает солнечные лучи
Первая помощь при солнечном ударе.
Наручные механические часы
(Приложение №7)
Сравнить, что лучше передает звук, дерево или воздух
Положи наручные часы рядом с собой на деревянный стол. Послушай, как они тикают. Постепенно удаляй часы от себя, пока не перестанешь слышать их ход. Прислони ухо к столу. Ты отчетливо слышишь тиканье часов?
Воздух хуже передает звук, чем дерево.
Приведи примеры из жизни.
4. Работа с учебником.
- Откройте страницу «Содержание» в учебнике «Наш мир».
- Найдите тему урока «Свойства воздуха». На какой странице расположена тема?
- Прочитайте на страницах 45 – 48 свойства воздуха, выделенные голубым цветом.
- О каком свойстве мы еще не говорили?
- Занесите данное свойство в таблицу.
4. Итог урока.
Составление схемы на доске.
5. Рефлексия.
- Давайте проверим, какая группа поработала сегодня наиболее сплоченно и эффективно (Подсчет жетонов. Оценивание работы ребят.)
6. Дифференцированное домашнее задание:
1 уровень – заполни таблицу на с.17 № 25 тетради «Окружающий мир»
2 уровень – придумай и нарисуй экологические знаки к рисункам задания №27 на с. 18 тетради «Окружающий мир»
3 уровень – прочитай в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» рассказы о воздухе на с.27 – 30 и расскажи ребятам в классе