kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Ухо не только орган слуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке окружающего мира в 3 классе учащиеся знакомятся со строением органа слуха, обобщают знания о работе организма. На уроке использованы разные формы организации учебной деятельности. Подробный конспект содержит все этапы урока.                                                                                                                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Ухо не только орган слуха"»

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме « Ухо не только орган слуха»

Учитель : Пантелеева Е.Ю.

Цель: Расширить представления  учащихся об органах чувств; формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

Обобщить знания о строении и работе организма и внутренних органов; познакомить учащихся со строением органа слуха; помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха; продолжить работу над правилами сохранения здоровья; научить детей, как беречь слух; продолжить работу по развитию самоконтроля и самооценки.

Развивать любознательность, наблюдательность, любовь к предмету; желание искать дополнительную информацию в различных источниках.

Предупреждать вредные привычки; пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.


Оборудование: плакат, пазлы с рисунком головного мозга и вопросами, индивидуальные карты, листы и фломастеры для составления памятки, карточки для работы у доски, для сценки: корзина, 2 платка,


Тип урока: комбинированный



Ход урока

Этап урока

Содержание этапа

Примечание

Орг. момент.







Мотивация к учебной деятельности.















Актуализация знаний.


















































































Физминутка


Знакомство с новым материалом














Определение темы урока и постановка учебных задач
























































































































Закрепление



Подведение итогов работы












Рефлексия


- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас красивыми, готовыми к новым познаниям.

Глубокий вдох – выдох (3раза).

- Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок.


-Ребята, напомните, какой раздел мы сейчас изучаем? 

Все знают, что быть здоровым – очень важно. Здоровый человек всегда радостный, оптимистичный, ему легко работать и учиться. Одного мудреца однажды спросили: «Что же является для человека наиболее важным и ценным в его жизни – богатство или же слава?» Подумав, мудрец ответил: ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Только здоровье по-настоящему может познать радость жизни».
- И поэтому мы продолжаем тему: «Организм человека» и «Охрана его здоровья».

- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?


Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…»

Организм человека – сложная система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Задание у доски:

  • Выбери правильные названия систем органов человека

кровяная, нервическая, кровеносная, опорная, пищевая, двигательная, пищеварительная, нервная, переварительная, опорно-двигательная, дыхательная

  • 2 ребенка у доски: Расставьте прямоугольники разного цвета так, чтобы получилась цепочка: система – органы – назначение


В это время остальные ребята работают в группах.

Организм человека - сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда соберем пазлы. Посмотрим, что получится. Это и будет ответом на мой вопрос. Ваша задача – правильно ответить на вопрос и положить каждый пазл на свое место по номеру ответа.

У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне- вопросы с вариантами ответов.

Выбери то, что не относится к нервной системе.

1.Головной мозг. 4. Нерв.

2.Спинной мозг. 5. Нейрон.

3. Сердце. 6. Зрительный центр

Для чего служат нервы в организме человека?

1.Чтобы громко плакать.

2.Чтобы громко кричать в лесу.

3.Чтобы нервничать.

4.Для передачи команд от мозга ко всем органам.

5.Чтобы разговаривать.

6.Чтобы думать

  • Как называется система, в состав которой входит головной мозг?

1.Нервная. 4. Выделительная.

2.Кровеносная. 5. Органы чувств.

3. Дыхательная. 6. Пищеварительная.

  • Как мозг управляет организмом?

1.По телефону.

2.По артериям.

3.Команда передается по пищеводу.

4.Команда передается рукой.

5.Команда передается через сердце.

6. Команда передается по нервам.

  • Как называется поверхность головного мозга?

1.Кожа. 4. Полушарие.

2.Голова. 5. Кора.

3. Волосы. 6. Затылок.

  • Самое ценное, что дает человеку мозг:

1.Красота.

2.Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать.

3.Помогает маскироваться в окружающей среде.

4.Возможность спать.

5.Возможность быстро двигаться.

6.Возможность летать.


Совместная проверка всех заданий.

Итог: Какой орган человека у вас получился?

Значит, именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма.

- В какую систему он входит?

- Какую роль играет нервная система в работе ваших органов? (Она руководит всеми процессами в организме.)


Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность.


Игра « Узнай с закрытыми глазами».

- Предлагаю всем закрыть глаза. Что вы слышите? Отвечайте на мои вопросы, хорошо подумав.

1. Звонок телефона. 2.Хлопок. 3. Шуршание бумаги. 4. Пение птицы.

5. Звонок колокольчика.

- Докажи, почему ты так решил?

- Какой орган нам помог выполнить это задание? / уши /.

Значит, назовите тему нашего урока.

Ухо не только орган слуха.

- Какое слово заставляет задуматься? (Не только)    - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?


Давайте поставим учебные задачи на сегодняшний урок. 1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою  работу на уроке.


Оценивать свою работу на уроке мы будем с помощью карты. В ней записаны все виды работ, которые мы будем выполнять на уроке. Прочитайте задания под номером 1. поставьте плюс там, где вы активно работали (работа у доски, работа в группе, ответы на вопросы, копилка интересных фактов)

С каким органом чувств мы уже знакомы?


- Ребята! А какой был бы мир без звуков? Как вы думаете? Он был бы пустым, тихим, серым, неинтересным .

     Что вы уже знаете про ухо? 

 Работа по учебникам. Прочитайте с 48 1 и 2 абзац. Карандашом отметьте новые факты или сведения для себя.

Что мы воспринимаем ушами? Как внешне выглядят уши? (ушные раковины)

Почему ушные раковины располагаются по бокам? Как звук попадает вовнутрь уха?

Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова.

Сообщения ребят:

1.Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

2.Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть. Поэтому ухо называют ещё органом равновесия.

Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

Подведем итог. Какое открытие мы сейчас сделали?

—  Прослушайте диалог (разговор двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».

Проверим.



Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Какой вывод мы можем сделать? ( уши надо беречь.) Держи себя за ухо. Массаж спины, как известно, один из лучших способов расслабиться перед сном. Но что же делать утром, когда будильник уже устал звенеть, а сил приоткрыть глаза нет? Потереби ухо – советуют австралийские учёные. Дело в том, что именно на ушной раковине находятся точки, , которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.), и, массируя их, ты окончательно проснёшься. Давайте попробуем.

Подберите нужное слово «можно» или «нельзя»

… слушать громкую музыку

… беречь организм от простуды

… читать, писать при хорошем освещении

… ковырять в ушах острыми предметами

… самостоятельно лечить насморк

… читать лежа

… заниматься спортом

…защищать уши от ветра

… более двух часов играть в компьютер или смотреть телевизор

Поменяйтесь с вашим соседом по парте карточками, возьмите простой карандаш, если вы считаете, что ответ верный, поставьте  «+», если нет – «-». Учитель зачитывает задание, давая верные ответы.

Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Возьмите карту ученика, и мы с вами подсчитаем, кто и сколько набрал баллов.

В начале урока мы ставили с вами перед собой задачи. Что нам удалось выполнить. Что узнали нового? Удалось ли оценить свою работу? Что бы мы посоветовали ребятам, которые подчеркнули фразу «Могу лучше»

Домашнее задание.

- Последняя карточка у вас на партах, карточка № 3, подскажет, о каком органе чувств мы будем подробно говорить на следующем уроке. Кто хочет, тот может подготовить доклад на эту тему. Подобрать интересные сведения об органе слуха. Где можно найти материал для доклада?



Дополните предложение. Я хочу быть всегда………..

И на прощанье - главное пожелание: будьте здоровы!




















































Копилка интересных фактов

Когда малыш появляется на свет, его скелет состоит из 300 костей. С возрастом небольшие кости срастаются друг с другом, поэтому у взрослого человека костей значительно меньше-всего 206.

В минуту сердце человека делает в среднем 70 ударов. У животных пульс зависит от размера. Чем крупнее животное, тем реже его пульс. У слона пульс-20 ударов в минуту, у зайца – 200, у мыши – 500, у землеройки –до 1000. У земноводных пульс реже. У паука – 60, а у лягушки – 30 ударов в минуту.























































Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх и вниз потянись,

Окончательно проснись.

Из-за парты дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь вперёд прогнулись,

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.



























Знаете ли вы, ребята, что ежедневно человек моргает 11.500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница « живёт» примерно 100 дней, потом выпадает, а на её месте вырастает новая.





















































































самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 




Карта ученика 3 «Б» класса

  1. Повторение

Игра «я знаю…»


Ответ у доски


Работа в группах


Ответ на вопросы




  1. Новая тема

Ответ на вопросы


Подготовил сообщение


Участвовал в сценке


Работа с учебником


Копилка интересных фактов


  1. Закрепление

Работа в группах


Представление памятки


Копилка интересных фактов


Тест


Всего плюсов: ________

Подчеркни:

1.    У меня все получилось

2.    Я старался

3.    Могу лучше

По итогам урока и по итогам подсчета баллов оценки: _______




 

Копилка интересных фактов

Мышц в нашем теле в три раза больше, чем костей -630! Они приводят в движение руки, ноги и другие части тела, заставляют биться сердце и поднимают грудную клетку во время вдоха.

Чтобы эластичность, быстрота и точность движений, а также выносливость мышц были хорошими, ребёнку семи лет надо в сутки делать 14-15 тыс. движений, в 10 лет – 20 тысяч.


За одно сокращение сердце выбрасывает до 100г крови. За 70 лет оно сокращается 2млрд500млн раз.

Интересно, что цвет крови у животных разный. У спрутов, некоторых пауков и ракообразных кровь голубая, у некоторых червей зелёная или розовая. Это зависит от того, какой атом входит в состав крови: если атом меди – кровь голубая, если железа – розовая или красная, магния – зелёная.

Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых, (шрифт Брайля). В нем рельефные буквы можно нащупать пальцами.

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.

1.Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышен­ном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, раз­ве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — по­меха не только здоровью, но и любому делу.

2.«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга мо­жет дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь чело­века. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор на­жмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.

Если не найти управы на свирепые звуковые вол­ны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

Ушная сера

В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус,  убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Какие кости в организме человека самые маленькие?

Это кости расположенные в среднем ухе, - молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.

После карусели у многих кружится голова.

Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в ста­кан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы.  Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?

Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?

Два уха.

Вам нужны два уха, чтобы понимать, откуда пришёл звук. Звук, возникший справа от вас, достигает правого уха первым. В правом ухе он звучит чуть-чуть громче. Головной мозг это отмечает и говорит вам, откуда пришел звук.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Ухо не только орган слуха"

Автор: Пантелеева Елена Юрьевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по окружающему мир"
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumir"
    ["file_id"] => string(6) "308624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458634383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок Познание мира "Уши-орган слуха" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-poznaniie-mira-ushi-orghan-slukha-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422098894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по познанию мира 1 класс " Уши-орган слуха" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-1-klass-ushi-orghan-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "148247"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419615938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Органы зрения и слуха»"
    ["seo_title"] => string(25) "orghany-zrieniia-i-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "248858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446798650"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Интегрированный урок (Биология + Самопознание) 8 класс."
    ["seo_title"] => string(51) "integrirovannyi_urok_biologiia_samopoznanie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "483255"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541161161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства