kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

Цели: - дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить

           представления об их использовании, формировать умения определять

           полезные ископаемые по их основным признакам;

         - развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,

           обобщать и делать выводы;

         - воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,

           занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –

                          О.Н. Федотова. Г.В. Трафимова), коллекция полезных

                          ископаемых, компьютер, проектор, презентация,

                          искусственные материалы из нефти и каменного угля

                          физическая карта.

 

Ход урока.

I .Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Все красиво встали, садитесь.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудиться.

Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.

(Звучит музыка «Посланники рая»)

- Пожалуйста,  возьмитесь ладошками друг друга и подарите  друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям. Опустите ладошки. Молодцы!

 

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)

- Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)

(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)

- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе »

Урок

по окружающему миру

3 класс

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: - дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить

представления об их использовании, формировать умения определять

полезные ископаемые по их основным признакам;

- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,

занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 (авторы –

О.Н. Федотова. Г.В. Трафимова), коллекция полезных

ископаемых, компьютер, проектор, презентация,

искусственные материалы из нефти и каменного угля

физическая карта.


Ход урока.

I .Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Все красиво встали, садитесь.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудиться.

Меня зовут Альфия Фаритовна. Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе с вами.

(Звучит музыка «Посланники рая»)

- Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям. Опустите ладошки. Молодцы!


Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)

- Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №1)

(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)

- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках.

(Слайд №2)

-Посмотрите на экран. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

- Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем (Слайд № 3)

(Высвечиваются слова: гранит, песок, глина, известняк, нефть, железная руда, природный газ).

-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы?

( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

- Какие еще горные породы вы знаете?

( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

- Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

(Изучать горные породы)

- Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

- Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд №4)

IV. Работа над новым материалом.

-А почему полезные. Как вы думаете?

(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

- Почему ископаемые?

(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

- Для чего добывают полезные ископаемые?

Найдите ответ в учебнике на страницах 16- 17-й.

-Чтение статьи учебника.

-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями (Слайд №5)

-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

(Геологи).

-Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

(Шахтеры)- (Слайд №6)


-Прикрепить данные слова на доску (месторождение, геологи, шахтеры)

Словарная работа (произнесите хором эти слова и запишите их в тетради).

- Давайте представим себя людьми, кто занимается отыскиванием и добычей полезных ископаемых, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми и узнать их свойства (Слайд №7- все виды полезных ископаемых).

- Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.

(Слайд № 8)

- Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

- Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

- Перечислите газообразные?

(Природный газ)

V.Физкультминутка (Слайд № 9)

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

-Показ коллекции полезных ископаемых (вот они наши камешки).


VI. Знакомство с полезными ископаемыми, свойствами и их применением.

-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

- А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша республика и в том числе и наш район.

-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

1) Отгадайте, что же это? (Слайд №10- нефть)

-Правильно это нефть. Нефть еще по - другому называют «черным золотом».

(Сообщение уч-ся о нефти)

Нефть

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

2) По трубе течет

Пироги печет (Слайд № 11- природный газ)

(Сообщение уч-ся о природном газе)

Природный газ

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

3) Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий (Слайд № 12 – уголь)

-Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.

(Сообщение уч-ся о каменном угле)

Уголь

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

4) Белый камешек растаял.

На доске следы оставил (Слайд № 13, мел - известняк)

-Показ учителем известняка из коллекции полезных ископаемых.

Известняк

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.



5) Очень прочен и упруг.

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты,

Красивы станут и заметны (Слайд №14- гранит)

-Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.

Гранит

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

VII. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

- А теперь рассмотрим физическую карту Республики Башкортостан, где условными обозначениями показаны месторождения полезных ископаемых.

(Слайд №15)-условные обозначения

- Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.

-Какие из них добывают на территории нашей Республики?

( нефть, природный газ, известняк, медь, цинк, золото, серебро, алмазы, глина, песок )

-По множеству таких знаков, мы можем сказать, что наша Родина богата полезными ископаемыми.

VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.

- Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения (показ предметов)

IX. Закрепление пройденного материала.

-А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» (Звучит музыка «Посланники рая»)

-Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)

Торф Твёрдое

Нефть

Природный газ

Песок Жидкое

Минеральная вода

Известняк

Уголь Газообразное

Керосин

Дизельное топливо

Глина

Бензин

Гранит

Мел

Чугун

Мрамор

Цинк

Свинец

Платина

Медь

Алмазы

Серебро

Сталь

Золото

Железо

Алюминий

X. Итог урока.

- С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

Недаром 2013 год объявлен в Республике Башкортостан - Годом охраны окружающей среды.

(Показ эмблемы года)

- И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

-На память о нашем уроке я хочу вручить вам календарики «Юных любителей природы».

XI. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.









































ЗАГАДКИ НА ТЕМУ "ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ"



Росли на болоте растения.

Теперь — это топливо и удобрения.

(Торф.)

Hа кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(Газ.)

В воде родится,

А воды боится.

( Соль)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина )

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок)







Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца.

( Гранит)

Я был когда-то смолою.

Из трещин стволов вытекал,

Искрился на солнце порою

И липкой слезой застывал.

(Янтарь.)

Камень, ты как очутился

В бездонной пучине морской?

Откуда тебя вымывает

Балтийского моря прибой?

(Янтарь.)

Для легкости в сплавы дается.

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется Серебряный этот металл.

(Алюминий.)




















Кроссворд.










^ По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из которого был сделан горшочек? (Глина)
2. Белая, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. (Мрамор)
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо». (Железо)
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф)
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. (Глина)
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит)
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел)
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. (Известняк)
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть)

Рефлексия


- А теперь я вас попрошу на вашей карточке с фамилиями оценить свою работу на уроке. Пусть каждый напротив своей фамилии нарисует один из трех смайликов

«Улыбающийся смайлик» - я доволен своей работой на уроке

«Равнодушный смайлик» - я допустил ошибку

«Недовольный смайлик» - надо постараться и успех придет
















Физкультминутка. Физкультминутка.

По дорожке мы шли, По дорожке мы шли,

Много камешков нашли. Много камешков нашли.

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот направо мы пошли, Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли, Серых камешков нашли,

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли. Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли, Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – А под горку пошли –

Белых камешков нашли, Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли. С собой в школу принесли.


Физкультминутка. Физкультминутка.

По дорожке мы шли, По дорожке мы шли,

Много камешков нашли. Много камешков нашли.

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот направо мы пошли, Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли, Серых камешков нашли,

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли. Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли, Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – А под горку пошли –

Белых камешков нашли, Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли. С собой в школу принесли.


Физкультминутка. Физкультминутка.

По дорожке мы шли, По дорожке мы шли,

Много камешков нашли. Много камешков нашли.

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот направо мы пошли, Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли, Серых камешков нашли,

Присели, собрали, Присели, собрали,

Дальше пошли. Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли. Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли, Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – А под горку пошли –

Белых камешков нашли, Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли. С собой в школу принесли.

















Нефть

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из - под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.



Природный газ

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.



Уголь

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.










Известняк

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.



Гранит

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.




























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по окружающему миру в 3 классе

Автор: Хусаинова Альфия Фаритовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "1 класс. ПНШ. Презентация к уроку окружающего мира "Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств"."
    ["seo_title"] => string(80) "1_klass_pnsh_prezentatsiia_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_my_poznaiom_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "569916"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610484484"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме «Глобус – модель Земли»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_2_klass_po_teme_globus_model_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "604080"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства