Тема: «Перелётные и зимующие птицы Тюменской области».
Цели:
Развитие познавательных способностей;
Формирование коммуникативной компетенции;
Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательный аспект:
– создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах Тюменского края, выявить экологические знания детей.
Развивающий аспект:
– создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
– уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.
Воспитательный аспект:
– создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Ближайшая задача обучающихся:
– репродуктивный уровень: уметь отличать зимующих птиц от перелетных;
– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
– творческий уровень: изготовление кормушек.
Педагогическая технология: личностно – ориентированная, коллективно – творческая деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1 классе »
Тема: «Перелётные и зимующие птицы Тюменской области».
Цели:
Развитие познавательных способностей;
Формирование коммуникативной компетенции;
Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательный аспект: – создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах Тюменского края, выявить экологические знания детей.
Развивающий аспект: – создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций; – уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.
Воспитательный аспект: – создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Ближайшая задача обучающихся: – репродуктивный уровень: уметь отличать зимующих птиц от перелетных; – конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике; – творческий уровень: изготовление кормушек.
Педагогическая технология: личностно – ориентированная, коллективно – творческая деятельность.
Ход занятия
Организационный момент.
- Я предлагаю вам поприветствовать друг друга и подарить улыбку соседу. А когда я буду говорить И… - вы вместе со мной должны говорить ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Договорились?
Встало солнце рано-рано.
Добрый день!
Пляшут волны океана.
Добрый день!
Поднимается пшеница.
Добрый день!
И поют задорно птицы.
Добрый день!
Улыбаются озёра.
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
И в твоё окошко ветер постучался на рассвете –
Просыпайся поднимайся,
Добрый день!
2. Актуализация знаний.
Педагог:
«Мороз». А. Благинина
Морозы жестокие В этом году! Тревожно за яблоньки В нашем саду. Тревожно за Жучку. В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего Беспокойно за птиц За наших воробышков, Галок, синиц. У нас приготовлено Всё для зимы: Рогожей укутаем Яблоньки мы. Побольше сенца В конуру принесём, Беднягу дворнягу От стужи спасём. Но птицы! Как холодно В воздухе им! Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогдаИм будет легко Пережить холода
-Ребята, как мы можем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия? (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА).
- 1 апреля ежегодно мы отмечаем Международный день птиц. Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или за проплывающими в небе стаями лебедей. На занятии мы рассмотрим лишь некоторые отряды птиц, встречающие в Тюменской области, птиц, которые занесены в Красную книгу.
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций).– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?
(Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Длинношеяя та птица,
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает. ( Лебедь)
– Лебеди во все времена пользовались у человека наибольшей популярностью. Это неудивительно – сильная птица, символ красоты и верности, само воплощение грации. Давайте опишем внешний вид лебедя (дети описывают внешний вид, повадки). Основная пища лебедей растительная – водные растения, насекомые моллюски, черви, мелкая рыбешка. В начале прошлого века лебедь был почти полностью истреблен, однако, благодаря охране численность его возросла, он занесен в Красную книгу, где ведется его учет. В нашем крае встречаются лебедь – шипун, лебедь – кликун.
Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку Вы узнали? Это ... .(утка)
– В низовьях Туры гнездятся дикие утки: кряква, серая утка, шилохвостка, широконоска. Давайте рассмотрим внешний вид утки – кряквы (названа потому, что крякает как домашняя утка) у селезня: голова и половина шеи у него точно из зеленого бархата с золотым отливом, вокруг шеи белая тонкая лента. Брюшко серо – беловатое, спина темного цвета, слегка красноватая лапки бледно – красноватые, нос желто – зеленого цвета. Утка же вся пестренькая, светло – коричневая, с темными крапинками, лапки, как и селезня такие же красноватые. Кряквы относятся к речным уткам, которые, добывая корм, не ныряют, а только погружают в воду голову, шею. Водятся кряквы в пресных водоемах, ериках. Питается молодой травкой, водяным мхом, растениями; жадно глотает мелкую рыбешку, лягушат.
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (цапля)
– Аистообразные – птицы крупные, с длинными ногами, длинной шеей и длинным крепким клювом. В Тюменской области встречаются следующие представители аистообразных птиц – цапля. Встречаются цапли – большая белая, рыжая, желтая, египетская, а также кваква, большая и малая выпь. Давайте рассмотрим внешний вид цапли: спина серая, низ белый; полоса над глазом, хохол и полоска из пятен на шее черные. Голова узкая, с длинным, прямым, сжатым с боков желтоватым клювом. Ноги длинные, желтоватые. В полете ее не спутаешь ни с кем. Все птицы вытягивают шею вперед, а цапля изгибает ее и прижимает к спинке, вытягивая только клюв. Крыльями машет плавно и красиво. Питается цапля разнообразной животной пищей (насекомые, личинки, головастики, мелкая рыбешка). Некоторые виды: большая белая, египетская, каравайка занесены в Красную книгу, гнездятся в заповедниках.
На лету хватает мошек, Хвостик-тонкие косицы, Предсказать погоду может,- Вам знакома эта птица. (ласточка)
– Ласточки являются типичными перелетными птицами, гнездящиеся в нашей области. Давайте рассмотрим внешний вид ласточки – клюв очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду (вопросы к детям).
– А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.)
– Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)
– Почему мы их называем “зимующие” птицы?
Непоседа – невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, А зовут меня синичка.
– Синицы (описание внешнего вида, повадок). У синицы спинка желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. Крылья серовато – голубого цвета со светлой поперечной полосой.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью, покормите их и вы увидите, они будут клевать все, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несоленого сала. В длинные, морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.
Я в берете ярко – красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, А зовут меня все …дятел.
– Дятел (описание детьми внешнего вида, повадок). В нашей области обитает большой пестрый дятел, селится как в лесу, так и в полевых рощах. Осенью и зимой предпочитают находиться рядом с жилищем человека. Пищу пестрого дятла составляют различные насекомые, их личинки, куколки, а так же орехи и ягоды.
– У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (Воробей)
– Воробей и ворона (описание детьми внешнего вида, повадок). Рассмотрим внешний вид воробья. Самка воробья окрашена невзрачно и выглядит однотонно серо – бурой, зато самец окрашен довольно ярко – через глаз проходит черная полоска, черный цвет – на подбородке, горле, клюве. Спинка пестрая, крылья темно – бурые, по крылу проходит белая полоска. Бывают домовые и полевые воробьи. Воробьи неутомимые летуны, а по земле передвигаются пружинистыми прыжками или попеременно переставляют ноги.
– Ворона так названа за черный цвет оперения, который по – старинному назывался “вороной”. В нашей области обитает ворона серая и встречается и черная. Рассмотрим внешний вид вороны. Серая ворона имеет: голова, горло, хвост, клюв черные, остальное оперение серое. Черная ворона вся черная.
клюют овес, пшено; зимой селятся вблизи жилища человека, клюют все что найдут – всеядные птицы. Ворона поедает так же мелких грызунов и вредных насекомых, тем самым принося большую пользу людям.
Учитель:
– Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
– Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)
4. Творческая деятельность.
Ребята, скажите пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы? (Ответы детей.)
Педагог: Но если мы высыпим зерна на землю, их может замести снегом.Что же делать? (Сделать кормушки.)
- Именно кормушки мы сейчас с вами и изготовим для наших пернатых друзей!
1 этап. Подготовительный.
- Рассмотрите материал на ваших партах, из которого мы сегодня сделаем данные кормушки. (Кусок картона, ножницы, мука, вода, 3 вида крупы: пшено, гречка, рис и подвески для кормушек).
- Скажите, а для чего нам вода и мука?
- Ведь если мы будем приклеивать крупу на обычный клей, то можем отравить наших птичек, поэтому сделаем абсолютно безопасное средство для приклеивания крупы – клестер.
- Наливаем воду в муку, перемешиваем обратной стороной кисточки, получаем клестер.
- Затем берём кусок картона и вырезаем любую фигуру, из которой и будете делать свою эксклюзивную кормушку.
2 этап. Основной.
- Ну, а теперь приступаем к выполнению самого основного – наклеиванию крупы на фигуру из картона. Включаем свою фантазию. Делаем вызывающую кормушку, чтобы она наверняка привлекла внимание наших голодных зимующих птичек.
(Муз. Сопровождение – голоса птиц)
3 этап. Заключительный.
- А теперь давайте повесим свои кормушки на дерево. Ну, теперь наши зимующие птицы уж точно не останутся голодными.
- А пока вы вешаете кормушки, я вам прочитаю стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
Александр Яшин
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
5. Рефлексия.
Цветные и черно-белые птицы.
6. Итог занятия.
- Я предлагаю наше занятие закончить такой хорошей песней, которая нас учит добру. Слова у вас есть на партах.