Организация пространства : групповая форма работы.
Ход урока
На подготовительном этапе проектной работы учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой группе распределяются роли с учетом индивидуальных особенностей: аналитик, экспериментатор, иллюстратор.
1.Организационный момент.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
Уточняются особенности практической работы на уроке с демонстрацией опытов.
Правила проведения опытов. ( Приложение №1)
2. Открытие новых знаний.
Просмотр отрывка из мультфильма « Беги, ручеек!»
Учитель предлагает детям принять участие в проекте « Свойства воды».
-Как вы думаете, какова цель этой работы? (Выяснить, какими свойствами обладает вода.)
Итогом данного проекта станет диафильм под названием « Вода и ее свойства». Каждая группа защищает свою страничку проекта , демонстрируя при этом соответствующий опыт для остальных обучающихся.
3. Изучение нового материала.
Защита мини-проекта « Вода –растворитель».
Аналитик первой группы задает вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если в стакане с водой размешать чайную ложку соли? А если это будет сахар? А если это будет речной песок? ( Обучающиеся выдвигают гипотезы: соль и сахар растворятся , а песок –нет ).
Экспериментатор демонстрирует опыты с использованием чистой воды, поваренной соли, сахарного песка, речного песка. ( Приложение №2)
После этого аналитик спрашивает: О чем говорит этот опыт?
Иллюстратор на модели капли воды записывает свойство « Вода- растворяет, но не все» и прикрепляет под тучку на доску. ( Приложение №3)
Аналитик задает вопрос: Как человек использует это свойство в обычной жизни?
Защита мини-проекта « Какова на вкус чистая вода?»
Аналитик второй группы предлагает сравнить на вкус чистую воду и воду с добавками.
Экспериментатор демонстрирует опыт с чистой водой , сахаром, лимонной кислотой.
( Приложение №4)
Обучающиеся других групп пробуют на вкус жидкость из каждого стакана.
Аналитик выясняет, имеет ли вкус чистая вода и делает вывод: чистая вода не имеет вкуса.
Иллюстратор на модели капли воды записывает свойство «Чистая вода не имеет вкуса» и прикрепляет под тучку на доску.
Аналитик задает вопрос: Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?
Защита мини –проекта « Имеет ли вода постоянную форму?»
Аналитик третьей группы предлагает рассмотреть фотографию Большого пруда с. Таловка.
-Зачем жители села построили плотину с одной стороны пруда? (Приложение №5)
Экспериментатор демонстрирует опыт с водой, пипеткой и зеркальцем.
После завершения опыта аналитик спрашивает: Как вы думаете, каким свойством обладает вода? Обучающиеся делают вывод: Вода может течь.
Иллюстратор на модели капли воды записывает « Вода течет»
Физминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
- Какие свойства воды встретились вам в физминутке?
Защита мини-проекта «Чем пахнет чистая вода?»
-Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь и за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи и цветы. А чем пахнет чистая вода?
Экспериментатор четвертой группы демонстрирует опыт: в одну чайную чашку наливает чистую воду, а в другую – кофе.
Аналитик завязывает глаза одному из обучающихся и просит определить по запаху, где находится чистая вода.
Экспериментатор сообщает правила определения запаха жидкости в сосуде.
(Приложение №6)
Аналитик задает вопрос:
-Почему выбрал этот сосуд?
Обучающиеся делают вывод: чистая вода не имеет запаха.
Иллюстратор записывает на модели капли свойство «Чистая вода не имеет запаха» и прикрепляет под тучку на доске.
Защита мини-проекта «Воздух прозрачен. А чистая вода?»
Экспериментатор демонстрирует опыт. В одну тарелку с рисунком на дне наливает кисель, в другую, такую же, наливает чистую воду. (Приложение №7)
Аналитик предлагает посмотреть обучающимся сквозь налитые жидкости на рисунок дна тарелок. В каком случае рисунок виден? Почему?
Дети делают вывод, что чистая вода прозрачна.
Иллюстратор записывает на модели капли свойство «Чистая вода прозрачна» и прикрепляет ее под тучкой на доске.
Аналитик интересуется: Как вы используете свои знания о том, что чистая вода прозрачна?
Учитель сообщает тревожные факты:
Потребление пресной чистой воды растет ежегодно и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних темпах потребления воды ее может хватить только на ближайшие 25-30 лет. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения естественных водоемов промышленными и сельскохозяйственными отходами. Как вы считаете, существует ли в нашем селе проблема с питьевой водой? Почему? Как в настоящее время решается эта проблема в родном селе? Как же нужно относиться к чистой воде?
Защита мини-проекта «Имеет ли чистая вода цвет?»
Экспериментатор демонстрирует опыт. На дно стакана кладет бусинки зеленого, красного, синего цветов. (Приложение №8)
Аналитик спрашивает: Какого цвета видите бусинки?
Экспериментатор наливает в этот стакан чистую воду.
Аналитик: Вы снова видите бусинки зеленого, красного, синего цветов? Какое свойство воды вы открыли?
Обучающиеся делают вывод: Чистая вода бесцветна.
Иллюстратор записывает на модели капли свойство «Чистая вода бесцветна» и прикрепляет ее на доске под тучкой.
Защита мини-проекта «Куда девается вода?»
Экспериментатор подходит к доске и протирает ее влажной губкой. (Приложение №9)
Аналитик просит предположить, что произойдет через несколько минут? Куда делась вода?
Дети рассуждают: доска высохла, вода испарилась.
Иллюстратор записывает свойство «Вода испаряется» на модели капли и прикрепляет под тучкой на доске.
Аналитик задает вопрос: Как человек использует в быту свои знания о том, что вода испаряется?
4. Итог урока.
-Какие свойства воды запомнили? (работа со схемой у доски)
5. Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
- Пригодятся ли полученные знания в жизни?
6. Дифференцированное домашнее задание.
1 уровень - раскрасить картинку в тетради с. 20
2 уровень – поставить в квадратике около каждого рисунка цифру, соответствующую названию растения или животного
3 уровень – придумать и нарисовать экологические знаки о защите воды