Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
2. Целеполагание
-Ребята, попробуйте разгадать ребусы. (слайд 2)
-Правильно, это два слова «вода» и «воздух». Как вы думаете, почему с этих слов начинается урок? Определите тему урока. ( Мы уже учили тему «Свойства воздуха» и «Как человек использует свойства воды») (слайд 3)
-Верно, мы сегодня повторим, закрепим и обобщим всё, что мы знаем о свойствах воздуха и воды.
-Какие учебные задачи поставим на урок? (Вспомнить свойства; узнать новое о воздухе и воде; поставить новые опыты)
3.Повторение свойств воздуха.
1)Составление кластера. Работа в группах.
Послушать стихотворение – загадку.
Есть особый океан,
Он не пресный, не соленый,
Без воды и берегов
Голубой простор бездонный.
Самолеты реют в нем,
Рядом птицы с облаками,
И трамвай, и пес, и дом
Плавают в том океане.
- Как называется этот океан? (воздух)
-Давайте вспомнить свойства воздуха, а для этого составить кластер на тему «Свойства воздуха».
Вспомним правила роботы в группах (слайд 4).
Каждая группа записывает свойства на листах. Проверка по слайду. (слайд 5)
НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ПРОПУСКАЕТ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ
ЛУЧИ
ПРОЗРАЧНЫЙ
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Не имеет формы
БЕСЦВЕТНЫЙ
ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО
ПЛОХО ПЕРЕДАЁТ ЗВУК
-Как вы думаете, все свойства воздуха мы с вами исследовали?
2) Работа с текстом. (слайд 6)
- Поработаем с текстом из хрестоматии «Окружающего мира» «Зачем земле воздушное «покрывало»?, когда будете читать, делайте следующие пометы:
«+» ставите на полях, если то, что вы читаете, уже знали;
«!» ставите на полях, если то, что вы читаете, новое для вас знание;
Самостоятельная работа с текстом (4 минуты)
«Зачем Земле воздушное «покрывало»?
Воздух очень важен для жизни на нашей планете. И люди, и животные, и растения дышат воздухом.
Благодаря воздушному «покрывалу» Земля не перегревается от палящих солнечных лучей и не стынет от космического холода.
Словно боевая кольчуга, воздух защищает всё живое на Земле от космических камней – метеоров.
Когда метеоры «обстреливают» нашу планету, они сначала сталкиваются с воздушной «бронёй», которая замедляет их полёт. При этом метеоры сильно раскаляются и, не достигнув Земли, сгорают.
Самым крупным метеорам всё-таки удаётся пробить «броню», но их удары уже не причиняют большого вреда.
(По Р. Кошурниковой)
По окончании самостоятельной работы учитель беседует с обучающимися.
- Что явилось для вас новым знанием? (Что воздух спасает от космического холода. А я не знал, что метеоры сгорают при столкновении с воздушной оболочкой.)
(слайд 7)
-Каким свойством мы дополним кластер? («защищает планету Земля)
Физминутка (слайд 8)
Вы, наверное, устали? И поэтому все встали?
4. Повторение свойств воды. (слайд 9)
- Веселые капельки нас повеселили и предлагают вспомнить свойства воды.
1) Составление схемы «Фишбоун».
- Хотите составить «Фишбоун». В переводе с английского языка «Рыбий скелет».
- На верхних косточках записано, как человек использует свойства воды, на нижних косточках «рыбьего скелета» свойства воды, которые размещены по классу. Соедините косточки по парно.
2) Дополнительные сведения
- Мы повторили свойства воды и ее применение человеком. Артём поделится с вами знанием ещё об одном свойстве воды.
Подготовленный ученик рассказывает:
«Вода не даёт нашей планете замёрзнуть. Всё лето Солнце греет воду в реках, озёрах, морях, океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдаёт тепло суше. Чем не отопление? Без него на планете наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое.»
- Какое свойство добавим в «скелет рыбы»? (Защищает планету)
Физминутка (релаксация) (слайд 10)
-Вас ласкают теплые солнечные лучи, обдувает ласковый ветерок, а набегающие волны касаются ваших ног, слизывают и уносят усталость далеко в море.
5. Творческая лаборатория. (слайд 11, 12)
Я предлагаю вам стать научными сотрудниками лаборатории по изучению воздуха и воды.
Работая в группах вы должны опытным путем доказать, что
1 – я лаборатория - воду можно услышать (стакан с водой, пустой стакан)
2 –я лаборатория - что воздух можно услышать (шарик)
3 – я лаборатория – воздух можно увидеть (стакан с водой, медицинская груша или трубочки )
6. Охрана воздуха и воды.
-Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что важнее для жизни на земле воздух или вода?
- И воздух и вода нам одинаково необходимы, поэтому их нужно беречь и охранять. Послушайте сообщение об экологической проблеме реки Мокрая Буйвола. (выступление ученика) (слайд 13, 14, 15, 16)
- Что мы можем сделать для охраны воздуха и реки в нашем селе?
- Мы любим своё село и выражаем свою любовь хорошими поступками, делами. Творческие люди выражают свою любовь в картинах, песнях, стихах.
Послушайте стихотворение нашего односельчанина Балахонова Николая Петровича.
Всегда красиво и зимой и летом,
В домах уютно, чисто и тепло
Я не устану говорить об этом
Моё родное, милое село!
Ты словно рай, картинка, грация!
И жители прекрасно в нём живут,
Так процветай село моё Бурлацкое!
Всегда зеленым, чистым и красивым будь!
7. Итог урока.
-Мы много трудились сегодня на уроке. Подведём итоги.
- Что повторили? Что нового узнали?
8. Домашнее задание. (слайд 17)
Предлагаю дома выполнить на выбор следующие задания: придумать и нарисовать условные знаки охраны воздуха и воды или написать мини – сочинение на тему: «Человек должен беречь воду и воздух, потому что…»
9. Рефлексия.(слайд 18)
Если вам на уроке все было понятно, и вы легко справлялись с заданиями- поднимите капельку, а если трудно – тучку.