Слайд 1..(музыкальная заставка. Шум воды) - Ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем учебном занятии. Вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Выполнять работу будете в группах. Вспомним правила работы в группе. Работать нужно вместе. Помогать и объяснять друг другу, если что –то непонятно. | Предлагают правила работы в группе. | Коммуникативная | Создать позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | Ступеньки « Способностей» Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке… Куда ты сам (сама) себя поставишь? А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставят одноклассники? | Создание позитивного настроя на учебное занятие |
Методический приём(Разбивка на кластеры) Слайд 2 На слайде даны два высказывания : 6 млрд. человек население Земли.; 2 млрд.человек не имеют возможность пить чистую питьевую воду. - Выскажите свои мнения по этим высказываниям. - Попробуйте определить проблему. ( чистой, пригодной для питья воды). - Какое высказывание более значимое по этой проблеме? ( Какой должна быть чистая вода.) Ключевая фраза: чистая вода Работа с таблицей « ЗХУ»Слайд 3 Вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами таблица «ЗХУ»- в первую колонку вы можете записать всё, что вам известно . Во вторую колонку запишите то, о чём бы вам хотелось узнать. Кто из вас уже догадался, какой будет тема нашего урока? Тема нашего учебного занятия : Слайд 4. « Свойства воды в жидком состоянии». Цели урока формулируются совместно с учащимися. Путём обобщения раздела таблицы «Хочу знать» -Узнать какие свойства имеет вода? - Как люди используют свойства воды в своей деятельности? | Обсуждение в группах; Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывая свои ответы. В результате выявляется проблема. (Какой должна быть чистая вода.) Заполняют таблицу, определяют: «знаю», «хочу узнать» Формулируется тема, цели урока. | Коммуникативные; Актуализация и обобщение опорных знаний. Самостоятельный; Рефлексивный. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации в письменной форме. | Активно участвуют в обсуждении, выдвигают свои предположения( вопросы), выслушивают мнения одноклассников. Оценка мнений одноклассников. Оценка собственных результатов и результатов одноклассников | Создание проблемной ситуации , побуждение к мыслительной деятельности. Визуализация учебной информации. |
- Казалось бы, просто обычная вода, а сколько интересного предстоит о ней узнать. - Перед вами на столах стаканы с водой, мисочки с веществами, ложечка, лист наблюдений «Исследуем. Находим. Применяем».(Приложение 1)Слайд5. - Мы будем изучать свойства воды, как настоящие учёные. - В каждой группе выберите чтеца, секретаря , докладчика. Чтец – для вас приготовлены листы – инструкции, прочитайте вслух задания для своей группы. Секретари, у вас есть листки наблюдений, группа будет изучать свойства воды, а вы заносите информацию. Докладчики – готовят выступления от лица всей группы. Остальные участники, вы можете вносить свои дополнения по мере необходимости. Целевая установка Каждой группе предстоит опытным путём определить свойства воды, сделать выводы, найти информацию об использовании свойств воды человеком. Физминутка слайд Практическая работа Инструкция: 1.Рассмотрите воду в стакане, сравните воду с молоком. * Какого цвета вода? * Опустите в стакан ложку. Можно ли через воду увидеть предмет. *Где можно использовать эти свойства? 2.Понюхайте воду. * Есть ли у неё запах? 3. Вспомните, какая вода на вкус. *Можно сказать , что она кислая, или солёная, или горькая, или сладкая? * Имеет ли она вкус? 4.Методический приём «Инсерт» Справочный материал: Летним утром ( или вечером) вода в водоёме кажется купальщикам теплее воздуха. Это потому, что вода нагревается и остывает очень медленно. Вода накапливает и долго сохраняет тепло. Это свойство называют теплоёмкостью. У воды есть ещё одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Слайд 6.-11 Налитую в пробирку воду нагревают над пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко. Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной. *Плохо или хорошо проводит вода тепло? 4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. *Что произошло? А теперь насыпьте немного муки. Что вы заметили? *Где в жизни можно использовать это свойство? Методический приём (Маркирование текста. Читают текст в учебнике стр.29 Информационный поиск –цель : получить дополнительную информацию. На полях ставят : « !» – известно; «- »- противоречиво нашим знаниям; «+»- интересное, неожиданное; «?»- непонятное. Физминутка ( Приложение 3) Презентация результатов исследований Сделаем вывод: какими свойствами обладает вода. Докладчики озвучивают материал работы своей группы с опорой на лист наблюдений. | Слушают инструктаж Вступают в контакт с информацией. Распределяют обязанности. Выполняют работу в группе. Знакомятся с инструкциями для проведения опытов - страницы учебника. С помощью опытов устанавливают свойства воды. Фиксируют результаты в таблицу. Учащиеся работают с заранее распечатанными текстами ( Приложение 2.текст1) Коллективное обсуждение прочитанного. Дают ответ на вопрос после текста.( Плохо или хорошо проводит вода тепло?). Вступают непосредственно в контакт с информацией(читают, слушают ,смотрят, проводят опыты). Учащиеся по мере необходимости дополняют, поправляют выступающего , доказывая при этом своё мнение. Вывод: Вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, может растворять некоторые вещества. | Коммуникативный; Рефлексивный. Коммуникативный; Аналитический; Рефлексивный. Познавательный; Продуктивная читательская деятельность Смысловое чтение текста Рефлексивный; Коммуникативный; Аналитический. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить понятные для партнёра высказывания, контролировать действия партнёра. Использование различных способов поиска , обработки информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения информации. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать собеседника , излагать своё мнение . Умение добывать информацию. Овладение навыками смыслового чтения. Умение добывать информацию, Активное участие в диалоге, аргументация своего мнения, умение выслушивать своих одноклассников. | - Критериально – ориентированная система оценивания метапредметных и личных результатов. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Поощрение самой активной группы, учащихся. | Визуализация учебной ситуации Лист наблюдении «Исследуем. Находим. Применяем» Обучение работе с таблицей. Визуализация учебной ситуации Визуализация учебной ситуации |
Возвращение к кластеру, таблица «ЗХУ» Сравнение размышлений до и после работы. *Что самое интересное узнали на учебном занятии? *Какие задания были самыми трудными? *Как справились с трудностями? | Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями если таковы возникают. | Коммуникативный; Аналитический; Рефлексивный . | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умение оценивать учебные действия. | Оценить свои достижения, Наметить пути дальнейшей работы над учебным материалом. Ступеньки «Способностей» | Ступеньки «Способностей» Результат работы группы. |