kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Глобус и карта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир (2-й класс).

Тема: Глобус и карта.

Цели:

– ознакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и с их отличиями.

Оборудование: глобус (по одному на группу), карта полушарий, развёртка глобуса и склеенный из долек бумаги глобус, апельсин, мячик резиновый, листы бумаги. Плакат «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Глобус и карта" »

Окружающий мир (2-й класс).

Тема: Глобус и карта.

Цели:

– ознакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и с их отличиями.

Оборудование: глобус (по одному на группу), карта полушарий, развёртка глобуса и склеенный из долек бумаги глобус, апельсин, мячик резиновый, листы бумаги. Плакат «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Организационный момент.

Эмоциональный

настрой,

мотивация и

самоопределение

к учебной

деятельности.


Проверка домашнего задания.



Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


- Прозвенел звонок веселый,

Урок по окружающему миру начать - готовы?

Девиз урока:

Будем наблюдать, исследовать, делать выводы, рассуждать,

И друг другу помогать!




Работа по рядам. Задание на карточке:

Что изображено? Подпишите. Дайте определение.



Повторение.

- План, карта, масштаб – основные слова (географические термины) прошлого урока.

- А для чего были созданы план и карта? (Чтобы исследовать нашу планету).

- Исследовать нашу планету Земля вам также поможет… Что? Подскажет загадка.

- Шар не велик,

Лениться не велит.

Если знаешь ты предмет

Он покажет нам весь свет! (Глобус)

-Что такое глобус? (Модель Земли)

- План, карта, глобус. Какой географический термин можно считать лишним среди трех и почему? (План – небольшой участок земли, а на карте и глобусе изображена вся земная поверхность.)

- Назовите тему урока. (Глобус и карта.)

– Определяем основной вопрос (проблему) урока.

( Слайд . На экране Винни-Пух с друзьями)

_На стр. 84 рассмотрите центральный рисунок. Кого вы видите?

  • Вот - славный мишка Винни-Пух!

  •  Любой его поймёт:

  •  Чтоб бодр был медвежий дух,

  •  Герою нужен мёд.

  •  Горшочек с мёдом – вот мечта,

  •  Манящая всегда.

  •  Друзья, вперёд, за ним, в поход!

  • Искать мы будем мёд!

- Наши герои основательно подготовились к походу. Что они с собой взяли? (Глобус)

– Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? (Достаточно мелкое.)

– Можно ли там найти названия городов? (Да, вот Москва, Саратов…)

– А названия деревень? (Нет.)

– Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нём уместились названия деревень и маленьких городов? (Нужно его увеличить.)

– А если мы захотим, чтобы на нём уместились улицы городов, что нужно сделать? (Нужно ещё увеличить его.)

– Как вы думаете, каким он будет по размеру? (Очень большим.)

– Удобно носить такой глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествия?

-Мы говорили, что глобус помогает определить расположение далеких от нас мест. Поможет ли он найти героям дуб с медом, ведь он расположен близко?

(Версии детей)

-В этом случае, что может помочь путешественникам найти нужный объект? (Карта)

Что вы уже знаете про карту? (Изображение поверхности Земли с помощью условных знаков)

А разве на карте обозначен дом Пуха, дерево с медом? (Ученики дают свои версии ответов и обнаруживают уровень своего незнания)


-Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту?

 

-Мы не знаем, что удобнее взять в путешествие глобус или карту.



А чем отличаются изображения на глобусе и карте? (Мы пока не знаем)

- Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который мы должны получать в течение всего урока. (Чем глобус лучше карты, а карта лучше глобуса.)


– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

 -Что мы должны узнать? (Как появилась карта, ее отличие от глобуса)

План (примерный).

  1. Выяснить сходство и различие глобуса и карты.

2.Узнать, как появилась карта. Провести опыт.



– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какие умение формировали? ( Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, обобщать классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙ. Совместное открытие знаний.


1 4 3 3 4 3

Ι. Практическая работа.

– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?


Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.


1


2



3

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа с учебником

- Вспоминаем то, что знаем о глобусе и карте , узнаем новое, составим таблицу отличий и сходства.

- Ребята, а вы знаете, кто изобрел первый глобус? Послушайте выступления ребят.

- Что мы знаем о глобусе?

- Рассказ составите, работая в группе.

Установка на работу.

- Не забывайте, что каждый должен стараться для группы, никто не должен забывать, что он не один, быть внимательным к своим товарищам. Пользуйтесь памяткой.

Памятка работы в группах:

Распределите роли:

 кто будет выразительно читать

кто расскажет, как работать

  кто будет вести запись

кто будет выступать

кто будет оценивать

- Пожелайте друг другу удачи (соединяют ладони).


(Учитель дает задание на листочках)

Глобус – это …Земли. Он похож на … На нем хорошо

видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, одна из них более темного цвета. Она делит глобус на две части:… и … полушарие. Линии, которые расположены параллельно экватору называются… Некоторые из них имеют свои названия:…, …,…,…,…

(Модель, шар, меридианами , Западное , Восточное , параллелями , Северный полярный круг , Южный полярный круг, экватор, Северный тропик , Южный тропик)

Алгоритм самооценки:


- Много вы рассказали о глобусе. А сейчас разговор пойдет о карте.

Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.

– А ученого, составляющего карты называют – картограф.

-Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (Ученики делятся по группам. Одной группе учитель дает апельсин, другой – резиновый мяч, третьей – воздушный шар, четвертой – глобус из бумаги, разрезанный по меридианам)

- Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом? (Апельсин, мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз)

- Переносим изображение Земли с глобуса на карту.


- Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.


Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.



– Откройте с. 128–129. Сравните глобус и карту. (Глобус имеет форму шара, а карта – форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус целый).

– Давайте внимательнее рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные?

Дети рассматривают глобус и приходят к такому выводу:

– Эти линии имеют разную длину, не имеют ни начала, ни конца и напоминают окружности. Некоторые из них имеют свои названия: Северный и Южный полярный круг, экватор, Северный и Южный тропик.

– На какие части делит глобус экватор? (Мы думаем, на южную и северную часть.)

– Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на Северное и Южное полушарие.)

– Скажите, а можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете? Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Есть ли они на Земле? (Нет, такие линии придумали люди, и найти их можно на глобусе.)

– Понаблюдайте за вертикальными линиями. Как они называются? Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются, есть ли среди них особенные?

Дети выполняют задание и представляют свои версии.

– Это меридианы. Мы отметили, что эти линии одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого. Одна из них более тёмного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушарие.

– Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? (Нет, её не видно. Она есть только на глобусе.)

– Расскажите о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту. В рассказе используйте слова «параллель» и «меридиан». (Работа с учебником, с. 85).

Каждая из групп получает один способ. Ребята в группах обсуждают свой способ превращения глобуса в карту, используя в качестве модели аккуратно снятую шкурку от апельсина.

Презентация работы группы с использованием рисунков в учебника).

– Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их?

(Нет, без искажений сделать карту нельзя.)

– Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы.)

– Выполните задание 4 в Рабочей тетради.

Ребята выполняют задания.


Максимум.

– Откройте с. 89 учебника и постарайтесь найти ответы на вопросы.

– Как называются невидимые линии на поверхности Земли, вдоль которых полдень наступает одновременно? (Меридианы.)

– А какие линии делят поверхность Земли на области, получающие одинаковое количество тепла от солнца? Какие из них имеют особое название? (Параллели.)

Работа в группах.

– Выберите задание из Рабочей тетради выполните его.

1-я группа – задание 1.

2-я группа – задание 2.

– Выполните задание из учебника со с. 84:

1-я группа. Каким линиям соответствуют границы зелёных и чёрных полосок арбуза?

2-я группа. По каким линиям режут лимон?

Учитель предлагает ответить на вопросы после темы.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.














Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Итог урока.


– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?





IV. Домашнее задание.



Рабочая тетрадь с. 27,28.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру "Глобус и карта"

Автор: Бахтина Елена Федоровна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Материки и океаны на глобусе" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-matieriki-i-okieany-na-ghlobusie"
    ["file_id"] => string(6) "127773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415372831"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока окружающего мира по теме:"Мир глазами географа""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_mir_glazami_geografa"
    ["file_id"] => string(6) "508125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555960904"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Где живут белые медведи?" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-na-tiemu-gdie-zhivut-bielyie-miedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "156746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421484437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства