Работа с учебником - Вспоминаем то, что знаем о глобусе и карте , узнаем новое, составим таблицу отличий и сходства. - Ребята, а вы знаете, кто изобрел первый глобус? Послушайте выступления ребят. - Что мы знаем о глобусе? - Рассказ составите, работая в группе. Установка на работу. - Не забывайте, что каждый должен стараться для группы, никто не должен забывать, что он не один, быть внимательным к своим товарищам. Пользуйтесь памяткой. Памятка работы в группах: Распределите роли: кто будет выразительно читать кто расскажет, как работать кто будет вести запись кто будет выступать кто будет оценивать - Пожелайте друг другу удачи (соединяют ладони). (Учитель дает задание на листочках) Глобус – это …Земли. Он похож на … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря. Линии, которые соединяют полюса, называются…, одна из них более темного цвета. Она делит глобус на две части:… и … полушарие. Линии, которые расположены параллельно экватору называются… Некоторые из них имеют свои названия:…, …,…,…,… (Модель, шар, меридианами , Западное , Восточное , параллелями , Северный полярный круг , Южный полярный круг, экватор, Северный тропик , Южный тропик) Алгоритм самооценки: - Много вы рассказали о глобусе. А сейчас разговор пойдет о карте. Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография. – А ученого, составляющего карты называют – картограф. -Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (Ученики делятся по группам. Одной группе учитель дает апельсин, другой – резиновый мяч, третьей – воздушный шар, четвертой – глобус из бумаги, разрезанный по меридианам) - Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом? (Апельсин, мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз) - Переносим изображение Земли с глобуса на карту. - Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его. – Откройте с. 128–129. Сравните глобус и карту. (Глобус имеет форму шара, а карта – форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус целый). – Давайте внимательнее рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные? Дети рассматривают глобус и приходят к такому выводу: – Эти линии имеют разную длину, не имеют ни начала, ни конца и напоминают окружности. Некоторые из них имеют свои названия: Северный и Южный полярный круг, экватор, Северный и Южный тропик. – На какие части делит глобус экватор? (Мы думаем, на южную и северную часть.) – Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на Северное и Южное полушарие.) – Скажите, а можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете? Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Есть ли они на Земле? (Нет, такие линии придумали люди, и найти их можно на глобусе.) – Понаблюдайте за вертикальными линиями. Как они называются? Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются, есть ли среди них особенные? Дети выполняют задание и представляют свои версии. – Это меридианы. Мы отметили, что эти линии одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого. Одна из них более тёмного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушарие. – Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? (Нет, её не видно. Она есть только на глобусе.) – Расскажите о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту. В рассказе используйте слова «параллель» и «меридиан». (Работа с учебником, с. 85). Каждая из групп получает один способ. Ребята в группах обсуждают свой способ превращения глобуса в карту, используя в качестве модели аккуратно снятую шкурку от апельсина. Презентация работы группы с использованием рисунков в учебника). – Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их? (Нет, без искажений сделать карту нельзя.) – Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы.) – Выполните задание 4 в Рабочей тетради. Ребята выполняют задания. Максимум. – Откройте с. 89 учебника и постарайтесь найти ответы на вопросы. – Как называются невидимые линии на поверхности Земли, вдоль которых полдень наступает одновременно? (Меридианы.) – А какие линии делят поверхность Земли на области, получающие одинаковое количество тепла от солнца? Какие из них имеют особое название? (Параллели.) Работа в группах. – Выберите задание из Рабочей тетради выполните его. 1-я группа – задание 1. 2-я группа – задание 2. – Выполните задание из учебника со с. 84: 1-я группа. Каким линиям соответствуют границы зелёных и чёрных полосок арбуза? 2-я группа. По каким линиям режут лимон? Учитель предлагает ответить на вопросы после темы. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |