I. Проверка домашнего задания Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома. Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса» А как надо наблюдать за звёздным небом? (Чтение памяток, составленных детьми.) Индивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?» Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда; 3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица. Тест «Звездное небо» (Слайды) - Выбери верное утверждение: 1. Галактика, в которой мы живем, называется ... а) Туманность Андромеды; б) Большое Магелланово облако; в) Млечный путь. 2. Звезда-это ... а) раскаленный газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твердых веществ. 3. Созвездия - это ... а) группы звезд, изменяющие свои очертания; б) группы звезд, не изменяющие свои очертания. 4. Звезда Сириус находится в созвездии ... а) Скорпион; б) Большая Медведица; в) Большой Пес; г) Телец. 5. Полярная звезда всегда находится на ... а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке. 6. Самые яркие звезды имеют ... цвет: а) красный; б) желтый;, в) голубой; г) белый. Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в). | Активное слушание. Участие во фронтальном выполнении теста. Самооценивание. | Ответы на уточняющие вопросы. Выполнение теста с опорой на индивидуальный укрупнённый вариант. Самооценивание. | Аргументированное оценивание. Выполнение индивидуального задания. Участие во фронтальном выполнении теста; комментированное управление. Самооценивание. |
II. Работа над новой темой На доске - фотография «Галактика Млечный Путь». Показ фотографии «Земля с борта космического корабля». Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Запись на доске: «Мир глазами географа». Что нам предстоит выяснить? (Что такое география) Ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить. Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.) Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли. Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.) Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник - учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.) Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.) На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник. Вопросник лежит на каждом столе: Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.) Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.) Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.) Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» - экватор.) Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.) Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить рисунок: Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.) Как их можно назвать? (Параллели.) Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.) Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.) Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника. Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.) Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».) Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.) По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.) Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.) Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.) А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.) Точнее можно сказать так: Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.) А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.) Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.) Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе. III. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза» Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете...». IV. Закрепление Соберите полушарие. Назовите географические объекты. Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам. Восстанови рассказ: Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой. V. Итоги урока Подведение итогов работы. Задание «Подумай» на стр. 28. Выставление оценок. VI. Домашнее задание: Стр. 22-29. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2. | Постановка проблемы. Работа с учебником. Работа в парах. Проблемное исследование. Активное слушание. Сравнение сформулированного понятия с оригиналом. Проблемное исследование Самостоятельная работа. Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения. | Письменная фиксация проблемных вопросов, понятий, определений. Работа с учебником. Вопросник напечатан крупным контрастным шрифтом. Работа в парах. Чтение-рассматривание. Активное слушание. Сравнение сформулированного понятия с оригиналом. Проблемное исследование Самостоятельная работа на укрупнённом образце. Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения. | Работа с энциклопедиями, словарями и Интернет-ресурсами. Сравнительный анализ понятий из разных источников. Работа в парах. Проблемное исследование. Выразительное чтение статьи из учебника. Участие в формулировании понятия. Сравнительный анализ образцов. Индивидуальное творческое задание «Восстанови текст» Презентация самостоятельной работы. Взаимопроверка. |