kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме:"Мир глазами географа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира

4 класс   УМК «Школа России»

Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов

МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса

Тема урока: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;
  2. сформировать представление о глобусе и географической карте, закрепить умение работать с картой и глобусом;
  3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме:"Мир глазами географа"»

Урок окружающего мира

4 класс УМК «Школа России»

Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов

МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса

Тема урока: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.


Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;

  2. сформировать представление о глобусе и географической карте, закрепить умение работать с картой и глобусом;

  3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

Дети с нормой

Дети IV вида

Одарённый ребёнок

I. Проверка домашнего задания

  • Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

  • Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются не­сметные сокровища окружающего нас космоса»

  • А как надо наблюдать за звёздным небом? (Чтение памяток, составленных детьми.)

Индивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?»


Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, По­лярная звезда; 3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.


Тест «Звездное небо» (Слайды)

- Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой Пес; г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере;

в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный; б) желтый;,

в) голубой; г) белый.

Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).



Активное слушание.
















Участие во фронтальном выполнении теста.
























Самооценивание.



Ответы на уточняющие вопросы.














Выполнение теста с опорой на индивидуальный укрупнённый вариант.






















Самооценивание.



Аргументированное оценивание.





Выполнение индивидуального задания.








Участие во фронтальном выполнении теста;

комментированное управление.






















Самооценивание.

II. Работа над новой темой

На доске - фотография «Галактика Млечный Путь».

  • Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.

Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».

  • Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов.
    Запись на доске: «Мир глазами географа».

  • Что нам предстоит выяснить? (Что такое география) Ведь вы не раз слышали это слово. Предла­гаю вам объяснить.

  • Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебни­ка. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли.

  • Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)

  • Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаме­нимый помощник - учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, по­чему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)

  • Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)

  • На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, да­вайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

  1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)

  2. Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)

  3. Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)

  4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его враще­нии? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)

  1. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)

  2. Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс зем­ли» - экватор.)

  3. Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)

  • Ваши ответы должны быть четкими, говорим только о главном.

  • Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетра­ди выполнить рисунок:

  • Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказа­ли, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные гори­зонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)

  • Как их можно назвать? (Параллели.)

  • Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)

  • Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.)

  • Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника.

  • Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мар­тин Бехайм.)

  • Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)

  • Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)

  • По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удоб­но ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобу­сом в путешествии пользоваться неудобно.)

  • Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

  • Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Фи­зическая карта России, Политическая карта мира, Экологиче­ская карта.)

  • А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Геогра­фическая карта - это изображение Земли на бумаге.)

  • Точнее можно сказать так: Географическая карта - это условное изображение по­верхности нашей Земли на плоскости.

  • Предлагаю вам срав­нить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)

  • А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)

  • Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)

  • Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе.

III. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»

Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленни­ца»: «Где-то на белом свете...».

IV. Закрепление

  • Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):

  • Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
    Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.

  • Восстанови рассказ: Модель Земли называют .... А условное изображение по­верхности Земли на плоскости называют .... Существует мно­го видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

V. Итоги урока

Подведение итогов работы. Задание «Подумай» на стр. 28. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: Стр. 22-29. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2.




Постановка проблемы.









Работа с учебником.






























Работа в парах.






Проблемное исследование.







Активное слушание.















Сравнение сформулированного понятия с оригиналом.




Проблемное исследование












Самостоятельная работа.







Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения.




Письменная фиксация проблемных вопросов, понятий, определений.





Работа с учебником.
















Вопросник напечатан крупным контрастным шрифтом.









Работа в парах.






Чтение-рассматривание.







Активное слушание.














Сравнение сформулированного понятия с оригиналом.



Проблемное исследование












Самостоятельная работа на укрупнённом образце.



Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения.




Работа с энциклопедиями, словарями и Интернет-ресурсами.






Сравнительный анализ понятий из разных источников.





























Работа в парах.






Проблемное исследование.







Выразительное чтение статьи из учебника.













Участие в формулировании понятия.




Сравнительный анализ образцов.












Индивидуальное творческое задание

«Восстанови текст»





Презентация самостоятельной работы. Взаимопроверка.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира по теме:"Мир глазами географа"

Автор: Шаршукова Вера Анатольевна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства