Урок: Рисование.
Класс: 4
Тема: Иллюстрирование сказки «О спящей царевне и о семи богатырях».
Цели:
- научить детей рисовать иллюстрации к сказке «О спящей царевне и о семи богатырях», познакомить детей с понятием «иллюстрации»;
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, взаимопомощь, веру в то, что добро побеждает зло, чувство ответственности за выполняемую работу;
- развивать воображение, эмоциональное восприятие цвета.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Основная беседа.
- Анализ образца учителя.
- Инструктаж.
- Практическая работа.
- Анализ детских работ.
- Итог.
- Домашнее задание.
- Оценка.
Оборудование: костюм, зеркальце, магнитофон, кассета, готовые иллюстрации (образцы); для мешочка: альбомный лист, простой карандаш, резинка, краски, тряпочка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня тема нашего урока звучит так: «Иллюстрирование сказки…». О какой сказке, вы должны мне сказать, посмотрев эпизод.
(Сценка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
А.: С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И красуясь говорила:
(выходит девочка с зеркалом).
Ц.: свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
А.: И ей зеркальце в ответ
(магнитоф.запись)
З.: ты, конечно, спору нет;
Ты царица всех милее,
Всех румяней и белее.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, как называется эта сказка?
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
- Кто автор сказки?
- А.С. Пушкин.
3. Основная беседа.
- Ребята, давайте вспомним содержание сказки: с чего она начинается?
- Какая была царица-мачеха? (жестокой, завистливой)
- Какая была молодая царевна? Кто ее любил?
- Какой Елисей по характеру?
- Почему мертвая царевна оказалась у семи богатырей в доме?
- Полюбили ли они царевну?
- Что произошло с ней в доме у богатырей?
- Царевна умерла и сказка закончилась?
- Что случилось со злой мачехой?
- От чего она умерла? (от зависти)
- Добро победила зло?
- Ребята, мы восст-ли содержание сказки. Вспомнили ее сюжеты. Если мы наши воспоминания перенесем на бумагу в виде сюжетных рисунков, то это будет называется иллюстрацией.
Иллюстрация – наглядное изображение (в переводе с латинского).
- Представьте, что вам предложили работу художника-оформителя. Ваше первое задание оформить обложку для «Сказки о мертвой…». Какой была бы ваша обложка?
- Каких героев сказки вы бы нарисовали?
- А кто (что) был(о) на первом плане?
- Что делал(а)?
- Это добрый или злой герой? Какой характер имеет этот герой? Какие цвета вы бы использовали? (теплые, холодные, яркие, бледные, темные).
- А что на втором плане? На заднем плане?
- Какого цвета? Почему?
- Анализ образца учителя.
- А вот какую обложку нарисовал ученик с другого класса.
- Кто изображен на первом плане?
- Почему ученик выбрал яркие цвета?
- Что изображено на втором плане?
- К кому он обращается?
- Что на заднем плане?
- Почему ученик изобразил лес? Что он этим хотел показать?
- Сколько богатырей нарисовал ученик?
- Они все одинаковые или разные?
- Как вы это увидели?
Посмотрите еще раз на обложку. На ней нет ничего лишнего, и нет свободного, пустого места. У вас тоже не должно быть пустого места.
А теперь вы должны представить, а затем нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Сначала вы должны нарисовать свою работу карандашом, а потом разукрасить красками. Если не останется времени на уроке, разукрасите дома. Но сначала скажите мне, как нужно правильно работать с карандашом.
- Инструктаж. (работа с карандашами, ластиком)
1.Сильно на карандаш не давить. Линии не должны быть жирными.
2.Карандаш должен быть хорошо заточен.
3.На резинку не давить при стирании, не стряхивать крошки рукой.
4. Нельзя стирать часто в одном месте.
- Прежде чем вы приступите к работе надо узнать все ли сегодня готовы к уроку.
- Т.к., мы с вами будем иллюстрировать волшебную сказку, то инструменты, которые нам понадобятся, тоже волшебные. И находятся в этом «волшебном мешочке». А какие это инструменты вы сейчас узнаете. (выходит любой ученик, закрывает глаза и кладет руку в мешочек, нащупывает предмет и определяет его название на ощупь. Затем достает и класс определяет верно н отгадал или нет).
- У кого нет какого-либо предмета на парте поднимите руку. (я раздаю те предметы, которые отсутствуют у детей).
- А теперь вооружившись своими волшебными инструментами, почувствуйте себя художниками, начинайте рисовать свою иллюстрацию к сказке.
6. Практическая работа.
(проверка учителем работ учащихся, помощь, корректировка, исправления)
- Анализ детских работ.
Собрать внимание всех детей
- Итог.
1.как называлась тема нашего урока?
2.что такое иллюстрация?
- Домашнее задание.
Разукрасить иллюстрацию.
- Оценка.
1.за правильно выбранный сюжет
2.за творчество
3.за композицию
4.соответствует ли цвет характеру героя
5.за технику работы
6.за аккуратность
(оценить работу каждого ребенка)