Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я; учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению, чувство ответственности за выполняемую работу.
Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах; правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой я; объяснять значение слов.
Тип урока: Изучение новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок письма в 1 классе на тему "Буква Я,я" »
Тема: Буквы Я, я
Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после
гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я;
учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать
читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать
внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению,
чувство ответственности за выполняемую работу.
Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах;
правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты
с буквой я; объяснять значение слов.
Тип урока: Изучение новых знаний.
Организация образовательного пространства: пропись «Мой алфавит» 2 часть, стр.20-21;
Демонстрационный материал: звуковая схема, рисунки животного як, яблоня, таблица «Сиди правильно», образцы написания строчной буквы Я,я и её элементы. Смайлики «Яблоки» (по количеству учащихся)
Ход уроков
I. Организационный момент
- ……
II Коллективная речевая разминка
(с опорой на предложения и слова, записанные на доске)
Ок, ок, ок ! Начинаем мы урок. Ок, ок, ок! урок
Ра, ра, ра! Учиться нам пора Ра, ра, ра! пора.
— А мы для чего учимся? (Чтобы потом трудиться, приносить пользу своей стране, людям, живущим вокруг нас)
III. Актуализация знаний
- Ребята, назовите гласные звуки и их признаки. (Произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград,образуют слоги.)
- Какие из этих гласных, обозначают твердость согласных. (Буквы а, о, у, ы, э.)
- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных. (Буквы е, ё, и.)
- Какие звуки обозначают буквы еи ё, если стоят в начале слова или после гласных? [йэ] [йо]
- Какой буквой мы с вами познакомились сегодня на уроке азбуки? (с буквой Я)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, новые сведения о буквея
и научиться её писать)
- Послушаем загадку и найдем к ней отгадку.
«Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко». Яблоко
- Послушайте, как начинается слово яблоко: [йа]
- Сколько звуков я произнесла, а вы услышали?
- Как мы обозначаем на схеме эти звуки?
- Составим звуковую схему слова ЯБЛОКО.
- Кто будет работать у доски? я б л о к о
(на крыльях доски, 2 ученика рисуют схему слова)
- Поставим ударение.
- Сколько слогов в этом слове? (Яб-ло-ко)
IV. Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
Яблонька, яблонька, где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)
Заморозил их мороз? (кулачки)
Или ветер их унес? (Плавные движения кистями)
Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)
Или градом их побило? (постучать подушечками пальцев по столу)
Или птицы поклевали? (изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)
Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)
Не спалило их огнем, града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)
V. Работа по теме урока.
Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 20)
а) Словарная работа.
- Отгадайте зашифрованное слово, сравним количество звуков и буков в этих словах.
(Яша, ясли, як, яма.)
— Кто знает, кто такой як? (Крупное жвачное животное с длинной шерстью и рогами, живущий в Азии )(Показать детям картинку с изображением яка.)
- Звуковой анализ и составление схем слов як, яма,ясли.)
— Сколько букв в этих словах? Сколько звуков? Почему?
- Подведём итоги, в каких случаях буква я обозначает два звука
Буква Я обозначает два звука, - если она стоит первой в слове;
- если она стоит после гласной.
б) Подготовка к письму слов с буквой я.
повторим правила правильной посадки при письме.
работа по написанию печатных букв Я, я, (по образцу, в прописи)
работа по написаниюэлементов письменной буквы я.
Объяснение написания буквыя.
(Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз ( веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).
Письмо в воздухе буквы.
-А теперь напишем букву я в воздухе.
4)Письмо буквы в «Прописи».
Письмо слов со строчной буквой в начале слова, по данному образцу с комментарием.
(Обратить внимание, что звуков два, а букву пишем одну)
(Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги и слова.)
6) Самостоятельная работа учащихся.
- Прочитайте начало первого предложения.
— Что созрело в саду? (Яблоки.)
— Обведите предложение и допишите его.
— Сколько слов в этом предложении?
— Прочитайте самое короткое слово. (в)
— Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв и звуков. (саду, созрели)
— Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (яблоки)
— Почему в этом слове звуков больше, чем букв? (буква я обозначает два звука)
- Обведите второе предложение.
— В каких словах звуков больше, чем букв? Почему? (спелые, вкусные)
- Прочитайте третье предложение.
— Напишите его на свободных строках. (Обратить внимание учащихся на правильность соединения букв в словах. Оказать индивидуальную помощь учащимся, испытывающим затруднения)
— Подчеркните в словах букву я. Какой звук она обозначает в этих словах?
7) Выполнение творческого задания.
- Ответим на поставленный вопрос «Что растётв саду?».
В саду растёт яблоня.
- Проверьте, правильно ли вы написали слова, оформили предложение на письме. (на доске запись предложения.)
- Итак, вы записали слово ЯБЛОНЯ. Есть ли в этом слове буква, которую мы изучали на уроке?
- Что мы скажем про первую букву я? (первая буква обозначает два звука)
- А что вы можете сказать про последнюю букву я? (Она указывает на мягкость согласного звука [н'].)
VI. Физкультминутка
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
VII. Продолжение работы по теме уроков
Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 21)
1) Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы?
(Рябина.) (Слого-звуковой анализ, составление схемы слова рябина. ____________
2) Далее работа по написанию элементов письменной заглавной буквы Я.