Просмотр содержимого документа
«Урок письма: "Строчная буква э"»
Урок письма: "Строчная буква э."
Тема урока: Письмо строчной буквы э.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Цели урока:
Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: алфавит, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и синий), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ, карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; фрагмент мультфильма про эхо УУД:
Личностные:
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Структурирование знания;
Анализ объектов с целью выделения признаков;
Синтез как составление целого из частей; Ход урока
I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.
Настрой на урок.
Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).
II. Целеполагание и самоопределение к деятельности.
Озадачен страусэму, Как решить свою проблему, Как от хищника спасаться, Убегать или остаться? Долго думать он не смог, Спрятал голову в песок.
Назовите первый звук в слове ЭМУ?
Какой он гласный или согласный?
Назовите признаки гласного звука?(Он тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.)
- Как вы думаете , чем мы будем заниматься сегодня на уроке письма? - Давайте наши мысли сложим в сундучок замечательных идей. -писать букву э - соединять с другими буквами - писать слова - предложения -говорить - думать - делать выводы III. Актуализация опорных знаний .
1. Игра «Помоги буквам» - Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).
К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч.
Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.
Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).
- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
- Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).
- Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)
- Когда они обозначают два звука?
- В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить.
Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).
IV. Открытие нового знания
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)
-Когда мы используем заглавные буквы на письме?
1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.
Конструирование буквы из элементов
Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?
4-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)
Комментированный показ учителем на доске.
- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.
5-й слайд .Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.
2. Отработка написания новой буквы в прописи
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.
- Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)
6-й слайд. - Что у него в руках? (мороженое)
- Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).
- Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)
Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.
- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).
Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.
7-й слайд- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).
Что необходимо для качественного выполнения задания?
Помнить о правилах письма:
Посадка и наклон букв.
Расстояние между буквами.
Высота букв.
Письмо буквы э в рабочей строке.
- Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте Дети проводят самоанализ. 3. Упражнение в письме слов. - Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)
- Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?
- Отгадайте загадку, о чем идет речь?
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
- Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.
Вывод.
Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)
- Ребята, как вы думаете , эхо хорошо жить в лесу? ( ответы детей)
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма про эхо и проверим свой предположения.
- Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)
- Какое задание могли бы вы предложить? - Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись? - Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)
- Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика
Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи.
слайд. Дети записывают предложение с комментированием.
Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)
4. Работа над словами.
- Продолжим работать над словами.
слайд. - Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.
- Какое слово лишнее? Почему? (оно трехсложное, потому что …)
Какое правило правописания есть в этом слове? (сочетание жи) ФЛОМАСТЕР!!! Подчеркиваю (если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).
- В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?
- Прочитайте оставшиеся слова - это, этот, эти.
- Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево, …(дети дополняют – солнце, зеркало и т.д.)
Эти – цветы, ….
Этот - мальчик, …
- Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)
- Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.
- Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.ФЛОМАСТЕР –ставлю ударение.
5. Работа с деформированным предложением.
слайд. Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.
- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?
Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.
Проверка.
- Какие надо знать правила записи предложения?
Запись предложения с комментированием.
слайд. В этом доме два этажа.
- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)
Вывод.
Что можно составить из слов? (Предложение). V.Включение в систему повторения