Конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит" для 1 класса по УМК "Гармония".
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок был представлен автором на семинаре молодых учителей в гимназии № 184 г. Нижнего Новгорода в 2014 г. и стал одним из лучших. При проведении данного урока реализуется системно-деятельностный подход. Дети являются не пассивными наблюдателями, а активными субъектами урока. Благодаря проблемной ситуации дети сами формулируют вопросы, ответы на которые им нужно будет найти в течение урока. Учащиеся проводят наблюдения, используют практическую деятельность с книгами, и на практике убеждаются в значимости алфавита.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок открытия нового знания "Алфавит"»
Конспект урока по русскому языку. Тема: Алфавит.
Мотивационный момент
Поприветствуйте гостей, присаживайтесь
Оформление тетрадей (запись даты)
Постановка темы урока
- Ребят, в библиотеку нашей гимназии привезли новые книги, и их нужно расставить в определенном порядке (на слайде изображение книг с авторами и названиями) . Подумайте, как можно расставить книги на полки? (дети предлагают варианты).
- А как лучше их расставить, что бы мы могли быстро найти нужную нам книгу? (по алфавиту). А что такое алфавит? (буквы, в определенном порядке)
Правильно, сформулируйте тему урока (Алфавит). Тема появляется на слайде.
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
- как образовалось слово «Алфавит»?
- для чего нужен алфавит?
- где его применяют? Вопросы появляются на слайде.
Поиск ответа на первый вопрос
И так, что бы ответить на вопрос, как же образовалось слово алфавит, я предлагаю вам взглянуть на алфавит греческих и старорусских букв. (карточка 1 и 2)
Понаблюдайте за названием букв в них. Что вы увидели?
а - альфаа - аз
Р – вита (получается алфавит) б – буки (получается азбука)
А как вы считаете, азбука и алфавит, это одно и то же? Как мы с вами можем узнать это точно? (найти информацию в книгах, в интернете, в словарях). И поможет нам в этом толковый словарь в нашем учебнике. Найдите слова азбука и алфавит.
- Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?
- А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?
- Знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите?
- Так давайте повторим, в каком же порядке расположены буквы в нашем алфавите.
Физминутка:чтение стиха (любого)
Здравствуй, чтение моё:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё!
Прочитаю громко всем:
Ж, З, И, Й, К, Л, М!
Ну-ка, снова перечту:
Н, О, П, Р, С, Т, У!
Прочитай со мной и ты:
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы!
Ъ и Ь –
Не прочесть нам их никак!
Но читаю дважды я:
Э, Ю, Я! Э, Ю, Я!
Вы знакомы с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
- буквы вы знаете хорошо, сумеете ли вы отличить их от букв иностранных языков? Проверим? (карточка 3)
Вы сейчас будете работать в паре. Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы - буквы других языков.
- Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Проверьте, все ли буквы вы зачеркнули. Оцените свою работу, кто справился с заданием, поднимете руку.
- Сколько букв в русском алфавите?
-Каких букв русского языка здесь нет? Впишите их аккуратно на эту же карточку. Вы можете пользоваться алфавитом на форзаце нашего учебника.
- назовите буквы, которые вы вписали. Проверьте себя.
4. Для чего нужен алфавит?
- Я приготовила для вас загадку:
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в... (библиотеку)
- Нам нужно записать это слово в тетрадь. В нём нам встретятся опасные места. Какие? Какую букву мы выберем е или и ? Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
- как мы можем это узнать? (посмотреть в словаре, который учит нас как правильно писать)
- правильно, еще он называется орфографический, в нем собраны правильные написания слов русского языка, он лежит у вас на парте. Посмотрите какой он толстый, как в нем много слов.
-Если мы будем искать это слово на каждой странице, быстро мы его найдем7
- какой способ еще вы можете предложить? Назовите соседей буквы б. Значит мы будем искать слова между буквой а и буквой в. Найдите это слово. Какую букву мы выберем? Запишите это слово в тетрадь.
- еще я приготовила для вас энциклопедии и толковые словари. Обратите внимание, как там расположены слова?
- для чего же слова в них располагают в алфавитном порядке? (что бы было легче найти нужную информацию). Для чего нам нужно знать алфавит? (что бы быстро её находить).
5. Где используют алфавит? (первичное закрепление)
- И так, мы с вами выяснили, для чего же нужен алфавит, в начале урока нам дали задание расставить книги в библиотеке в нужном порядке. Вы предложили расположить их в алфавитном порядке. Расположите карточки с фамилиями авторов на своих партах в алфавитном порядке. Запишите эти фамилии себе в тетрадь. Проверьте, что у вас получилось.
- а теперь проверим работу Даши и Саши.
Рефлексия:
- Вот и подошел к концу наш урок, мы с вами хорошо поработали.
- Получили ли вы ответы на поставленные вопросы? (да)
- Узнали мы, что же такое алфавит?
- Где его используют?
- Для чего он нужен?
- Дома я вас прошу рассказать родителям, бабушкам, сестрам, что же интересного на уроке вы сегодня узнали. Вы теперь знаете, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Начало учебного года. О чем говорят дети в школьном дворе?» "
["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nachalo-uchiebnogho-ghoda-o-chiem-ghovoriat-dieti-v-shkol-nom-dvorie"
["file_id"] => string(6) "125335"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414952089"
}
}