Цели урока:
– обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции;
– содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живой природы;
– формировать отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни;
– учить выделять главное в тексте учебника, в речи учителя, составлять схемы, работать с таблицами.
Оборудование:
проектор, экран; таблица «Органы дыхания»; песочные часы; таблицы-опоры с новыми терминами; картинки с изображением предметов живой природы; кусочки губки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок: «Органы дыхания» »
Бурлакова И. В.
Окружающий мир 4 класс
Тема урока: «Органы дыхания»
Цели урока: – обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции; – содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живой природы; – формировать отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни; – учить выделять главное в тексте учебника, в речи учителя, составлять схемы, работать с таблицами.
Оборудование: проектор, экран; таблица «Органы дыхания»; песочные часы; таблицы-опоры с новыми терминами; картинки с изображением предметов живой природы; кусочки губки.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
(Приветствие; проверка готовности к уроку: учебные и письменные принадлежности; настроение; организация внимания, готовности к плодотворной работе)
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Проверьте готовность к уроку. Сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света, человека, изучать его организм. (Слайд 1)
II. Введение в тему урока
Учитель: Ребята, объясните высказывание хорошо известного вам писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования». Дети: Тогда не будет материала для всех изделий, которые мы делаем из дерева, не будет и бумаги. – В этом смысле дерево можно заменить искусственными материалами. Важнее то, что растения дают кислород, которым мы дышим. – Не только мы, а все животные. Учитель: Я думаю, вы догадались, что тема сегодняшнего урока: «Дыхание».
На доске:
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой.
Целеполагание
Учитель:
Приступая к изучению темы «Дыхание», давайте подумаем, с какой целью мы будем изучать данную тему, что вы узнаете и чему научитесь.
На доске прикреплены карточки с понятиями : трахеи, бронхи, легкие, кислород, углекислый газ.
Учитель:
Чтобы наша совместная работа была успешной, предлагаю организовать работу по следующему плану: (Слайд 2)
Дыхание.
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания.
3. Процесс дыхания.
4. Дыхательная гимнастика.
Итак, за работу!
III. Открытие значения дыхания
Учитель:
Рассмотрите картинки.
Что вы можете сказать о них? Как они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?
На доске картинки предметов окружающего мира: камень, кошка, река, лес, дом, рыба, машина, девочка, птица, муха, гриб, Луна.
Дети:
Это объекты окружающего мира.
– Это природа и то, что сделал человек.
– Их можно объединить в три группы: живая природа, неживая природа и то, что сделал человек.
Учитель:
Но к нашему уроку имеет отношение только живая природа. (Кошка, лес, рыба, девочка, птица, муха, гриб) Почему?
Дети:
Все живые организмы дышат.
– Дышат растения, животные и, конечно, человек.
Учитель:
Дыхание является, как вы знаете, одним из признаков живой природы. Настал час, и ребенок родился, появился на свет... Раздался его первый крик – это первый вдох нового человека. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие. И пока человек живет,
он непрерывно дышит, и днем, и ночью. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем.
Проведем опыты, которые покажут значение дыхания и что такое дыхание.
Опыт 1
Попробуйте не дышать!
Кто сколько сможет выдержать?
Песочные часы показывают меньше минуты.
Вывод: Человек не может не дышать
Значение дыхания: Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3–4 минуты, хорошо тренированные (пловцы, ныряльщики) – на 5–6 минут.
Учитель:
Почему человек дышит непрерывно? Ответ найдите в учебнике на странице 68.
(В теле человека нет запаса кислорода, необходимого каждой клеточке
организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека через органы дыхания, которые называют воздушными воротами организма.)
Учитель:
Вот почему мы не могли даже короткое время сдерживать дыхание. Потребовалось пополнить запас кислорода. (Слайд 3)
Опыт 2
Чтобы пополнить запас кислорода, делаем вдох. Что хочется сделать за вдохом? (Выдох.)
Вывод: Дыхание непременно чередует вдох и выдох. При вдохе мы набираем в себя воздух, а при выдохе выдыхаем воздух в окружающее пространство.
Учитель:
Что же такое воздух?
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт 3
Попробуем его обнаружить:
1) помашите перед собой рукой или тетрадкой;
2) подуйте на руку.
Учитель:
Что вы ощущаете?
Дети:
Легкий ветерок, который не виден.
Учитель:
Имеет ли он запах, вкус, цвет?
Дети:
Нет, не имеет.
Делаем вывод.
Опыт 4
Оборудование: две литровые банки, две свечки.
Зажигаем свечки. Одну накрываем банкой с комнатным воздухом, вторую – банкой, в которую сделали 3–4 выдоха. Наблюдаем. Делаем выводы.
(Под второй банкой свеча погасла, так как в банке был углекислый газ, а он не поддерживает горение и дыхание.)
Воздух – это смесь газов без цвета, без вкуса, запаха, при дыхании меняется его состав. Человек вдыхает воздух с кислородом, а выдыхает воздух с углекислым газом.
Учитель:
Зачем человеку воздух?
Дети:
Воздух содержит кислород, который необходим каждой клеточке организма для ее жизни.
Учитель:
Вспомните, как трудно вам стало, когда вы перестали дышать, как сильно захотелось глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовались все клетки. Они словно закричали: «Скорее же пришлите нам кислород! Иначе мы погибнем!» И, подчиняясь этому приказу, мы сделали вдох.
Как это происходит?
IV. Изучение строения органов дыхания.
(Слайд 4)
Обсуждение пути прохождения воздуха в теле человека с использованием таблицы слайдов на экране.
Дети заполняют свои таблицы в карточках по ходу объяснения.
Учитель:
Мы делаем вдох. Куда прежде всего попадает воздух?
Дети:
В нос.
Учитель прикрепляет к таблице аппликацию «нос».
Дети записывают в своих таблицах: 1 – нос.
Учитель:
Подумайте, какие четыре функции выполняет нос?
Заполните схему:
Дети делают подписи и поясняют устно: нос – фильтр, так как он очищает воздух от пыли; он печка и увлажнитель, так как его стенки пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым течет теплая кровь; он сторожевой пост, так как распознает запахи.
Учитель прикрепляет «трахею».
Учитель:
Прощупайте ее в передней части шеи. Это жесткая ребристая трубка.
Дети подписывают в карточках:
2 – трахея.
Учитель:
Трахея устроена очень хитро. Когда вы что-нибудь глотаете, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала ненароком в легкие. А когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в трахею, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят за столом?
Дети:
«Когда я ем, я глух и нем»
Учитель прикрепляет «бронхи».
Учитель:
Далее трахея разветвляется на две широкие трубки. Это бронхи. Они соединяют трахею с правым и левым легким.
Дети подписывают в карточках:
3 – бронхи.
Учитель прикрепляет «легкие».
Учитель:
Понаблюдайте, что происходит с грудной клеткой, когда вы делаете вдох и когда вы делаете выдох.
Дети:
Она вначале увеличивается, расширяется, а потом как бы сужается, делается меньше.
Учитель:
Ребята, воздух по бронхам поступает в легкие. При этом
грудная клетка поднимается и легкие расширяются. Легкие похожи на две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества
крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, свежий воздух наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает из воздуха кислород, чтобы затем разнести его по телу, в каждую клеточку. Именно здесь, в легких, происходит этот обмен газов.
Дети пишут в карточке: 4 – легкие. Рассматривают кусочки розовой
губки, которые есть на каждом столе.
Учитель:
Давайте еще раз проследим, как путешествует воздух в организме.
Дети смотрят слайды на экране. (Слайд 5)
Учитель:
Возьмите карандаш и стрелками красного цвета укажите, как путешествует воздух при вдохе.
Дети выполняют задание в карточках, один ученик – у доски.
Учитель:
В клетках кровь вбирает в себя углекислый газ, отдает его легочным пузырькам – альвеолам. Грудная клетка сжимается, и мы делаем выдох, удаляя углекислый газ из организма.
Возьмите синий карандаш и покажите стрелками, какой путь проходит воздух при выдохе.
Физминутка
Проведем физкультминутку. Разомнемся и понаблюдаем за дыханием.
1) Приседания (5–10 раз)
– Как изменилось дыхание?
(Стало чаще.)
2) Релаксация под музыку (1 мин)
– Что произошло с дыханием?
(Оно успокоилось.)
Вывод: при физической нагрузке
дыхание учащается, в покое становится реже.
V. Первичное закрепление
Работа в парах «Почемучки» (Слайд 6, 7)
-Почему надо дышать не ртом, а носом?
(Чтобы согреть и очистить воздух.)
- Почему пыль из воздуха не попадает в легкие?
(Нос – фильтр.)
Что и почему?
- Что было бы, если бы трахея не была жесткой, ребристой трубкой?
(Если бы завязали туго шарф, то задохнулись бы.)
- Что было бы, если бы поверхность дыхательных органов не была покрыта особыми клетками и ресничками?
(Пыль проникала бы в легкие.)
Фронтальная работа с классом
Дети показывают пантомимой и объясняют значение выражений:
«Согреть своим дыханием»;
«Искусственное дыхание»;
«Затаив дыхание»;
«Бездыханный».
Это интересно знать: (Слайд 8,9,10)
- Новорожденный ребенок дышит 1 раз в секунду, а в возрасте 15 лет– 20 раз в минуту.
- Чем больше животное, тем медленнее оно дышит. Например, слон вдыхает около 10 раз в минуту, а мышь – около 200!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Замечено, что человек дышит часто и тяжело не только при физических нагрузках, но и при волнении, стрессе.
Когда надо успокоиться – полезно делать дыхательные упражнения.
Давайте разучим несколько из них:
Дыхание «уступами».
В основе этого дыхания лежит естественное, предусмотренное природой снятие сильного стресса. Это смех и плач. Что мы делаем, когда смеемся
или плачем? (Всхлипываем, вдыхаем воздух, выдыхаем.)
Дыхание уступами.
3–4 коротких вдоха подряд,
3–4 коротких выдоха подряд.
Тренировка.
Задержка дыхания
Глубоко вдохните и задержите дыхание на сколько сможете. Затем сделайте резкий выдох через рот. Затем еще раз вдохните, задержите воздух на несколько секунд, сожмите губы и попытайтесь выдохнуть воздух через сомкнутые губы, не надувая щек.
Учитель:
Что опасно для органов дыхания? Что вредит им?
- Курение, различные газы.
(Слайд 12)
Курение- враг номер один органов дыхания. Ядовитые вещества, которые втягиваются в лёгкие разрушают его. Посмотрите как выглядят лёгкие курящего и здорового человека. Никотин действует на мозг человека и способствует развитию тяжёлой болезни – рака.
Работа в группах:
Нарисуйте плакат о вреде курения.
VI. Домашнее задание
Учитель:
- Дома продолжайте выполнять дыхательную гимнастику.
- Подберите интересный материал о гигиене дыхания.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Вы сегодня замечательно поработали, ребята! Отметки в карточках – только хорошие и отличные. Вы хорошо выражали свои мысли, чувства...
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?
(О дыхании).
Над чем размышляли?
(Можно ли не дышать; как человек дышит.)
Что вам понравилось?
(Проводить опыты, наблюдать за собой.)
Что удивило?
(Большие и маленькие дышат не одинаково часто.)
Предлагаю вам последнее задание – «недописанный тезис»:
Что было бы, если бы воздух вдруг исчез полностью из атмосферы Земли?
(Мы бы задохнулись; погибли животные; Земля бы превратилась в мертвую планету, на ней исчезла бы жизнь.)