Конспект открытого урока по окружающему миру
3 «б» класс
Тема: «Органы дыхания»
Задачи:
1.
Сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания.
2.
Предупредить о вреде курения.
3.
Развивать воображение, умение находить аналогии.
4.
Воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
План урока
1.
Закрепление основных знаний о скелете человека и мышцах (кроссворд). Переход к теме урока.
2.
Работа над новой темой (ознакомление с понятиями органы дыхания, дыхательная система; сравнение человека с другими животными).
3.
Заключение («Блиц-опрос»).
4.
Подведение итогов (рефлексия).
Кроссворд.
8
7
М
Е
Д
И
Ц
И
Н
А
6
М
Ы
Ш
Ц
Ы
5
О
Х
Р
А
Н
А
4
А
Н
А
Т
О
М
И
Я
3
О
С
А
Н
К
А
2
Г
И
Г
И
Е
Н
А
1
К
Л
Е
Т
К
А
1.
Из них состоят все животные организмы. Наш организм состоит из различных …, которые выполняют различную работу (быстро делятся, образуют ткани и др.).
2.
Наука о сохранении и укреплении здоровья.
3.
Привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы. Важна при сидении за партой …
4.
Наука, изучающая строение тела человека.
5.
Скелет выполняет очень важную «работу» - является опорой и … внутренних органов от повреждений.
6.
… - «одежда» для скелета. При помощи них двигается кровь, переваривается пища. При их активной работе выделяется тепло.
7.
Наука, исследующая причины заболеваний и методы их лечения.
8.
Ключевое слово (Тема нашего урока сегодня).
^ II. Работа над новой темой.
Тема нашего урока сегодня «Органы дыхания».
Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… И вы сразу почувствовали, что необходимо срочно глубоко вздохнуть. Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.
- Так при помощи чего же мы дышим? (носа)
- Оказывается не только, даже наша кожа участвует в процессе дыхания, но об этом позже. А сейчас давайте проследим путь воздуха. (Слайд 2 – следим за стрелкой на экране)
- Воздух попал в носовую полость. А куда же он попадает дальше?
- Ответы учащихся.
- Правильно. Во внутренние органы – органы дыхания. Легкие (Слайд 3).
- Давайте определим положение легких внутри нашего организма. На столе рентген – мы уже знакомы с этим снимком. Давайте рассмотрим, что же у нас внутри и куда попадает воздух, которым мы дышим. (Сравниваем, наблюдаем, на что похожи легкие)
- Что это за разноцветные линии (красные и синие).
- Кровеносные сосуды. Ими пронизаны все легкие. Через легкие в кровь попадает?.. (кислород). (Слайд 4).
- Когда мы делаем вдох, наши легкие поучают кислород, а при выдохе отдают углекислый газ.
- Дыхание – это обеспечение организма кислородом и выделение углекислого газа в окружающую среду (или дыхание – обмен газов между организмом и окружающей средой). Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. (Наблюдение: найди отличия…)
- Каждый человек вдыхает 15 тыс. Литров воздуха.
?- Физкультминутка.
- Слайд 6. Все эти органы составляют дыхательную систему. Теперь путь воздуха мы опишем при помощи научных названий. (Ученик с указкой при помощи учителя рассказывает о движении воздуха). Носоглотка – воздух стал чище и теплее.→Через гортань в дыхательное горло – трахею. Сравни! На что похожа трахея? А легкие? (на 2 мешка, на воздушные шары). Посчитай - сколько легких? Что это? (пузырьки). Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых легочные пузырьки. Зачем это нужно? Скоро узнаем.
- Как правильно дышать? Только через нос! (Наблюдаем за стрелкой, почему была синяя, а стала красная). Воздух нагрелся. Но! Нос не только согревает, но и очищает проходящий через него воздух.
- А от чего же нужно очищать воздух? Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками. Вот почему так важно иметь при себе носовой платок.
- Слайд 8. Что это за процесс? (Чихание)
- Это полезно или вредно?
- Полезно для того, кто чихает, т.к. при чихании из носа выбрасываются попавшие туда крупные соринки, а также скопление слизи. Нельзя этот процесс подавлять. Но нужно помнить, что чихание вредит окружающим нас людям. Нужно закрывать рот рукой или платком. При чихании удаляется часть бактерий. Оставшиеся в воздухе бактерии попадут в легкие и затем в кровь, где в борьбу с ними вступят белые кровяные тельца. Особенно важно дышать через нос на морозе. В пыльных помещениях, при общении с больными. Если иммунитет у человека хороший, то вероятность заболеть у него минимальная.
- Слайд 9. Это интересно узнать! В легких человека находится 3 млн. легочных пузырьков. Если развернуть все эти пузырьки, то они заняли бы площадь, равную 100 кв.метров. клетки отдают углекислый газ. Он им не нужен.
Вывод: воздух, которым мы дышим должен быть чистым. (Беседа об опасности выхлопных газов, дым заводов).
- Но помимо этого существует проблема, которую врачи называют «Чумой 20 века». Что это?
- Слайд 10. «Курение». Наши далекие предки считали курение грехом. 400 лет назад в Россию табак попал из Западной Европы. Царским указом было установлено жестокое наказание за курение – «сечение (битье) кнутом»… Но и это не смогло остановить курящих, т.к. наш организм быстро привыкает к яду и курение превращается в привычку. Организм курильщика быстро стареет, лицо покрывается морщинами, а зубы желтеют. Никотин проникает в кровь, а она разносит его по всем органам. Никотин притупляет зрение, слух, внимание, изнашивает сердце. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу!
- Слайд 11. Не только внешне изменятся курильщик. Курильщик опасен не только для себя, но и для окружающих. Вдыхая табачный дым, мы засоряем свои легкие. (Указ правительства – не курить в общественных местах). У курильщиков часто возникаю опасные, а порой и смертельные заболевания легких и сердца.
- Слайд 12. Рождаемся мы со здоровыми легкими. Рассматриваем. Почему именно это фото? Что делает ребенок в момент появления на свет?
- Начинает дышать! И человеческая жизнь закончится тогда, когда он сделает последний вздох!
- Как продлить свою жизнь? (Используем материал урока)
- Прогулка на воздухе, отказ от курения, проветривание помещений.
- Игра! (размышляй, узнай, расскажи)
1) противогаз; 2) маска; 3) трубка для плавания
- Слайд 13. Что объединяет эти фотографии? (Все живое дышит) чем различаются? На какие группы можно разделить? (По способу дыхания). Чем дышат:
1) млекопитающие (звери) – легким
2) рыбы – жабрами
3) птицы – легкими
4) насекомые – через трахейные трубки
5) земноводные –
- Слайд 14. Это интересно узнать! Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Чем похожи человек слон и мышь? (мы все дышим легкими).
- Слайд 15. Кто это? Что общего у человека и змеи? Мы дышим легкими и кожей. У нас есть поры, через которые проходит воздух. Кожа участвует в насыщении организма человека кислородом.
- Слайд 16. Что это? Почему вдруг эта фотография? Каким образом она подходит к теме нашего урока? Наша планета тоже дышит! «Лес – это легкие нашей планеты».
III. Вопросы к заключению. Подведение итогов. «Блиц-опрос» (один не ответил, выручает следующий).
IV. Рефлексия:
1.
На листочках напишите то, что вам особенно запомнилось с урока или что новое вы для себя открыли сегодня.
2.
Вспоминая все то, о чем мы говорили сегодня, задайте письменно вопрос однокласснику.
3.
Итог: О какой системе органов шла речь? Какие знания мы получили сегодня?
4.
Д/з: на доске, записываем в дневники.