Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Ребята мне хотелось бы с вами поближе познакомиться. – Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. – Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. – Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то хлопните в ладоши. – Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям. – Вот и состоялось наше знакомство. – Меня зовут Татьяна Александровна, и я предлагаю вам начать урок. -Посмотрите на экран. (Слайд 1) – Что вы увидели? (Облако – лошадка) (Слайд 2) – А теперь? (дерево – балерина) Любой человек может увидеть в облаке – лошадку, в дереве – балерину? (Нет) – А какой человек? (Наблюдательный, внимательный) Эти качества мы с вами возьмём на урок, они нам очень пригодятся. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуализация опорных знаний. | | - Какой раздел учебника окружающего мира вы закончили изучать («Страницы всемирной истории». ) СЛАЙД Что должны сделать сегодня на уроке – (обобщить свои знания по разделу «Страницы всемирной истории») - Что такое история? Ученик: Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас. -Посмотрите на доску. Перед вами лента времени. -С чем можно сравнить ленту времени? (с градусником, ) -Закройте глаза, представить реку. -Вы видите ее начало, а конец? Лента времени - Откройте глаза, и расположите в правильной последовательности эпохи истории человечества. (На доске карточки с названиями эпох.) - Какая эпоха в истории человечества была самой долгой? (первобытная история) -Самой короткой эпохой в истории человечества? (Новейшее время) -Предлагаю вам совершить путешествие во времени. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. дают опреде-ление данной науке Делают выводы | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения практических задач; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
1. Раздел «Первобытный мир». | Выполнение задания. | Учитель предлагает вставить пропущенные слова, чтобы получить верные высказывания. Древнейшего человека по-другому называют … (первобытным). Первобытные люди жили … (группами). Крики, гримасы, жесты заменяли им … (речь). Они научились изготавливать простейшие орудия труда из … (камня). Первобытные художники рисовали … (животных), а для освещения использовали … (факелы). | выполняют работу по карточкам. Отвечают на вопрос.
| Работа в паре |
2. Раздел «Древний мир» | Игра «Узнай по описанию» | СЛАЙД – Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов. (Сфинкс) СЛАЙД - Гробницы фараонов в Древнем Египте. (Пирамиды) СЛАЙД - Холм в Афинах, где находились главные храмы города. (Акрополь) СЛАЙД - . Памятник древнеримской архитектуры, служивший для гладиаторских боёв и других зрелищ. (Колизей) | Выполняют задание | фронтальная |
3. Раздел «Средневековье». | Игра «Найди лишнее». | а) христианство, ислам, буддизм, сфинкс; б) башня, камин, пещера, бойницы; г) паровоз, автомобиль, книги, самолет | | |
4. Раздел «Новое время». | Игра «Что оставило нам Новое время?» | Надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой: Мореплаватель | Леонардо да Винчи | Робинзон Крузо | Художник | Д.Дефо | Джоконда | Писатель | Колумб | Америка | О т в е т ы: Д. Дефо – писатель – Робинзон Крузо. Колумб – мореплаватель – Америка. Леонардо да Винчи – художник – Джоконда. | выполняют работу по карточкам. Отвечают на вопрос | Работа в паре |
5. Раздел «Новейшее время». Физкультминутка | путешествие по «Новейшему времени» Пауза общего воздействия | А чтобы путешествовать по “Новейшему времени” СЛАЙД проверю ваши знания утверждениями. Если с утверждением согласны, то вы встаете, если нет – сидите. 1.Первым достиг Северного полюса Роберт Пири. (да,1909) 2. Первым достиг Южного полюса Магелан. (нет, Рауль Амундсен,1911) 3. Первый раз человек полетел в космос в 1961 г. (да) 4. Первым космонавтом был Алексей Леонов. (нет, Гагарин, а Леонов первым вышел в открытый космос) 5. К.Э.Циолковский высказал мысль о возможности полётов. (да) 6. Было изобретено самое разрушительное оружие в истории человечества – малекулярное. (нет, атомное) 7. Страны-победительницы для сохранения мира на Земле создали организацию «Мы против войны». (нет,ООН) 8. Эта эпоха запомнится 1 и 2 Мировыми войнами. (да) | Отвечают на вопрос. Выполняют упражнения | индивидуальная |
III. Работа над проектом | 1. Разработка плана работы 2. Деление на группы. 3. Работа над проектом | -Ребята мы повторили с вами раздел «Страницы всемирной истории». Теперь свои знания нам нужно обобщить. - В какой форме мы это можем сделать? (Проект) - Что нам нужно для работы над проектом? (План) -Давайте вместе составим план работы. Слайд План: Выбор темы проекта. Распределение обязанностей Подбор материала Оформление проекта Защита. -На предыдущих уроках вам были даны темы проектов. Каждый из вас готовил материал по выбранной теме. - Слайд. Посмотрите, около каждой темы на слайде вы видите определенный цвет. Такие же цвета есть и у вас на партах. Посмотрите внимательно и поднимите квадрат цвет, которого соответствует выбранной вами теме. -Давайте объединимся в группы по цветам. -Теперь распределите обязанности. -Где возможно взять материал для работы над проектом? -Обратите внимание на выставку «Это нужно для урока» - И так приступаем к работе над проектом. -Если вам нужна будет моя помощь, сигналим красной карточкой | Ученик- художник работает над дизайном, подбирает фото, рисунки к проекту. Ученики –корреспонденты готовят материал по выбранной теме, редактор определяет, над какими темами работать, ученик руководитель защищает проект | Фронтальная, индивидуальная ,групповая | Познавательные: осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
IV. Защита проектов | | Организует презентацию проектов. группа группа группа | Выступают с короткими сообщениями, демонстрируют фото, рисунки | Фронтальная, индивидуальная |
V. Самооценка | Оценка работы над проектом | - У каждого из вас на столе лежит лист оценивания. - Оцените свою работу над проектом по 5 бальной шкале. (Приложение 3) | Проводят самооценку работы над проектом | Индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? - У каждого из вас на столе лежит картинка ученика. Я вам предлагаю поместить своего ученика в той эпохе, в которой вы бы хотели жить. Я хочу вам рассказать одну легенду. «У одного мастера было очень много учеников. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш учитель не сможет дать ответ?" Он поймал на лугу самую красивую бабочку и спрятал ее в ладонях. Потом пришел к мастеру и спросил: - Скажи учитель, какую бабочку живую или мертвую держу я в ладонях? -он был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, мастер ответил: - Все в твоих руках» - Новейшее время это самая пока короткая эпоха. -Но чтобы она продлилась как можно дольше мы должны беречь и ценить то, что мы имеем. Как сказал мудрый учитель все в твоих руках. | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |