kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Зимние праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме "Зимние праздники" (2 класс). Шишки кедровые, сосновые, еловые, шишки лиственницы вызывают интерес учащихся. Ребята находят ветви к шишкам. Ученики  узнают, что император Петр I установил празднование Нового года (устный рассказ). Стихотворение Сергея  Козлова о праздниках.   Картина Б.Костодиева "Яблочный торг"  дана для обсуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Зимние праздники"»

Окружающий мир во 2 классе

Программа «Перспектива» (автор А.А. Плешаков)

Тема: «Зимние праздники»

Учитель: Л. Н. Полякова


Целевая установка: ознакомление с зимними праздниками.

Предметные результаты:

- знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; украшать рождественскую ёлку и оставлять её до Нового года;

- иметь представление о происхождении и особенностях новогоднего праздника;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю.

Метапредметные реэультаты:

- отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

- планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Личностные результаты:

- понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, политическая карта мира, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари,


Ход урока.

1.Организационный момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Учитель:

У каждого на столе лежит вырезанная ладошка. После ответа на вопрос или выполненного задания вы наклеиваете на ладошку цветной кружок.

Красный - молодец!

Зелёный - есть ошибка.

Жёлтый – подумай!

В конце урока подведём итог. Посмотрим, у кого красочней ладошка.

А сейчас ответьте на несколько моих вопросов.

-Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

- Как выглядят зимой хвойные растения?

- По каким признакам можно узнать растения зимой?


(слайды зимнего леса) проверка в тетради на стр. 4

- Работа в группах

Практическая работа.

Учитель:

- Перед вами лежат шишки хвойных деревьев. Соотнесите ветку с шишкой, которую вы знаете. Определите, с какого дерева она отпала.

- Проверка.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ШИШКАМИ:

- с сосновой шишкой (соответственно и с веткой дерева),

- с кедровой,

- еловой,

- с шишкой лиственницы.

Зачем нужна шишка на дереве? А зачем их так много на дереве?

- Кто питается в лесу семенами этих шишек?

А семенами каких шишек не прочь полакомиться и вы? Семена в этих шишках называются …? ( кедровыми орешками.)

(Ядро кедрового орешка – кладень полезных веществ. Они содержат витамины роста. Всего 3 орешка в день восполнят суточную потребность в витамине Е).

- Индивидуальные задания для групп.

  1. Подчеркните зимние природные явления.

( Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнёзда. Ель стоит зелёная. У берёзы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зелёные кустарники и травы.)

  1. Подчеркните зимние природные явления

Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. На небе лёгкие облака. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Идут дожди Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

3) Подчеркните лишнее растение.

( Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник.)

( Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница)

3)Подчеркните зимние природные явления.

Идут тёплые дожди. Реки покрыты льдом. Снегопад. Сосна и ель зелёные. Распустились листья. Зимой дни короче ночи. 25 декабря- день зимнего солнцеворота.

- Итог. Вы мне рассказали о зимних изменениях в живой и неживой природе. Поэты, писатели, художники, композиторы в своих произведениях тоже описывали зиму.

(Слайды зимнего леса, звучание мелодии)

- Какие стихотворения можно прочитать, глядя на красоту зимнего леса? (1-2 стих. Читают дети)

Учитель:

А чем ёщё прекрасна зима? (праздники)

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт?

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

- Тук- тук- тук!

- Войдите!

Ёлка

Вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

-Кто из вас может назвать эти праздники?

- А кто готов показать его на календаре?


- Работа с календарями.

Выйти и отметить праздничный день фломастером. Сначала подумайте, в каком из них нужно будет поставить отметку?

- О чём на уроке мы сегодня говорили? (о зимних праздниках)

1.Беседа.

Из наших прошлых занятий вы знаете, что не все народы встречают новый год зимой.

- Сценка.

Мальчик. С древности люди по - разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.

Девочка. Почему именно этот месяц выбрали древние греки?

Мальчик. В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна, и начинается подготовка к работам в поле и в саду.

Девочка. Я вспомнила, что в старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира?

Мальчик. Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Нового года отмечается даже летом.

8.Работа по учебнику.

- Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год. Откройте учебник на стр.26.Читаем

- Кто установил празднование Нового года в России в зимнее время? (император ПётрI)

Глава Российского государства первым из русских государей стал носить титул императора. Во время его правления расширились пределы нашей страны, укрепились её границы, появились новые города, заводы, постоянная армия и флот. По воле Петра на реке Неве построен город Санкт – Петербург – новая северная столица России. Указом императора обновился и календарь.

Старый Новый год – это время празднования Нового года, установленного Петром Алексеевичем, по православному календарю, который отстаёт от современного гражданского календаря на 13 дней.

А у меня есть ещё один календарь. Посмотрите. Чем он не похож на предыдущие календари? (православный…,)/Что вы заметили в нём интересного?

-Выделено ли праздничным днём 14 января?

- Почему в нём выделено 7 января?

- Игра « Верю – не верю» (Берём в руки ручку, листочек. Согласны - ставим «+», не согласны- «-«)

- Верите ли вы, что с1700 года празднуют Новый год? +

- Верите ли, что в каждом доме стали украшать зелёную красавицу? +

-… что это была сосна? -

-… что Старый Новый год празднуют 1 января? -

Проверка. Не забывайте клеить полоски на ладошку.

- Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева « Ёлочный торг»

- Каким словом можно заменить слово торг? (базар)

Рассмотрите картину.

- Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Тёплые краски, весёлая суета, многолюдье)

- Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую ёлку вы бы выбрали?

- А чем украшали ёлку в те давние времена? (Шишки, орешки, яблоки, конфеты, самодельные игрушки из ваты, дерева и многое другое).

- Работа в тетради. Стр.15 №3.

На уроках труда мы много делали украшений к Новому году. Это гирлянды, снежинки, игрушки и самодельные игрушки смотрелись не хуже покупных.

- Работа в группах.

На партах ёлочные игрушки. Нужно разделить их на группы. Украсить ветку ёлки старинными игрушками, а современные принести мне.

Проверка. Докажите, почему вы так считаете?

Новый год – это не единственный праздник и, можно сказать, не главный праздник середины зимы.

- Какой ещё замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными ёлками, ёлочными украшениями? (Рождество Христово)

Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (рождение)

Кто родился в этот день? (Сын божий – Христос)

Чтобы больше узнать об этом празднике, где можно взять информацию? (Интернет, книги)

Чтение отрывка из книги.

К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай[. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога.

А ещё на небе зажигается самая яркая звезда …

Что это за звезда?– Вифлеемская?

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. С 7 по 19 января.

И мы зажжём свечи.

( Ученик читает стихотворение.)

В этот светлый праздник-

Праздник Рождества-

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо пусть свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

Тушат свечи. Дарят ангелочков гостям.

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, ещё до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. Молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Сценка колядования.

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит.

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, Коляда, подавай пирога!

Блин да лепёшку в заднее окошко!

Новый год пришёл, старый угнал, себя показал.

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять!

А кто в этом дому – дай Бог тому!

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему – коврига,

Из полузерна – пирог!

Награди вас Господь

И житьём и бытьём!

Коляда – моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли Коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

(Хозяин угощает гостей)

К сожалению, весёлые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей, но они делают один праздник непохожим на другой. Яркими красками помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова, о которых вы расскажите на следующем уроке

Домашнее задание.

  1. Выучить песенку – колядку стр.14 № 1 в тетради.

  2. Прочитать текст в учебнике ( стр.24-27), ответить на вопросы

Рефлексия.

Работа в группах.

Закончите предложения:

- В странах Запада Рождество Христово отмечают…(25.декабря, 7января, 14 января)

- В России Рождественский праздник отмечают…(07января, 1 января, 19 января)

- Новый год празднуют…(1 января,14 января, 7 января)

- Старый Новый год отмечают…(19 января,14 января,1января)

Подведение итога.

- Что показалось на уроке важным, интересным, что удивило, обрадовало?

-Может быть, что-то осталось непонятным?

-А теперь покажите свои ладошки. Из них мы составим ёлочку. Это память о зимних праздниках.

Народные приметы.

На Рождество и солнце играет.

Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников — к обильному урожаю хлеба.

Если в этот день тепло — весна будет холодная.

В ночь звёзд густо — густо и ягод (гороха) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок окружающего мира "Зимние праздники"

Автор: Полякова Людмила Николаевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) ""Как зимовали наши предки" (презентация к уроку окружающего мира в 3 кл., УМК "Гармония", авт. О.Т. Поглазова) "
    ["seo_title"] => string(114) "kak-zimovali-nashi-priedki-priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-kl-umk-garmoniia-avt-o-t-poghlazova"
    ["file_id"] => string(6) "157375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421588367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект  урока по окружающему миру " Зима в неживой природе""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-zima-v-niezhivoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "301634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456948621"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока с презентацией "Хвойные деревья". Окружающий мир 1 класс.  УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-khvoinyie-dieriev-ia-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402553140"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество – лес" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnoie-soobshchiestvo-lies"
    ["file_id"] => string(6) "124783"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414782690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства