Урок № 3.
Тема: Из чего состоят все предметы?
Цели:
– научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;
– научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;
– научить превращать вещество из одного состояния в другое.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Слайд 2.
– Назовите предметы одним словом:
1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.)
2) Платье, рубашка, брюки, юбка. (Это одежда.)
3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.)
– Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.)
– Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.)
– Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.)
– Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)
– Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны. Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.)
– Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?
– Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…)
– А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.)
– Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.)
– Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?
– Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? (Нет. Мы не знаем такого слова.)
– Что нужно сделать? (Нужно придумать название.)
– Какие вопросы у вас возникают?
Слайд 3.
Попробуем составить план урока.
План (примерный).
1. Из чего состоят все вещи?
2. Из чего состоят живые существа и неживая природа?
3. Как называется то, из чего состоят все предметы?
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Придумайте своё название.
Слайд 4.
Дети предлагают названия.
Слайд 5, 6, 7.
– Подумайте, из чего сделаны эти предметы?
Физкультминутка.
Слайд 9.
В науке есть название этому понятию. Это – вещества.
– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)
– Подумайте, из каких веществ состоят эти предметы?
– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)
– Да, есть металл, древесина, пластмасса.
Слайд 10.
–Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?
Столовые приборы, линейка, посуда.
Молоко, чай, чернила, сок, вода.
Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.
– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)
– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.)
– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)
– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.
- Имеет ли вещество постоянную форму?
- Какое оно на ощупь?
Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик.
Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.
Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.
Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.
– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)
Слайд 11.
– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.
– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.
Вода, лёд, снег, пар из чайника.
(Все они состоят из воды.)
– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)
– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)
– Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)
Слайд 12.
– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)
Основные выводы:
1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.
2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным.
3. Нам известно одно или несколько его состояний в природе.
4. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.
– На все ли поставленные вопросы мы ответили?
– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.
После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.
Игра «Назови, из чего состоит предмет».
К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
ΙV. Домашнее задание.
Слайд 13.
1. Прочитать текст учебника на с. 12 – 15.
2. Выполнить задания в рабочих тетрадях на с. 3 № 1, 2.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Какую работу мы сегодня выполняли?