kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые. Главный металл."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы УМК  Н.Я. Дмитриева,  А.Н. Казаков. Система Занкова.

Тема урока «Полезные ископаемые. Главный металл».  Раздел  «Человек и природа».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:  создать условия  для учебной деятельности, способствующей  формированию у учащихся представления о  главном  металле –  железе.

Планируемые результаты (задачи):

Предметные:

- формировать у учащихся представление о происхождении  железа, его свойствах; о значении железа в хозяйственной деятельности человека;

- формировать у учащихся представление об истории добычи, о переработке железной руды на Урале, о значимости уральских заводов для России;

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь  работать с текстом, выбирать нужную для работы на уроке информацию;

-контролировать и оценивать свои действия при работе наглядно-образным материалом (работа с картой);

-уметь  делать выводы на основе результатов выполнения практической работы;

- получат возможность  научиться находить дополнительную информацию по теме урока (при выполнении домашнего задания);

Познавательные:

- самостоятельно  формулировать  цель  урока «Железо – главный металл?»;

- ставить  и формулировать  проблему  урока «Главный металл – железо или золото?»;

- извлекать  необходимую  информацию из просмотренного фрагмента фильма «Хребет России»;

-ориентироваться  в стилях текста;

Личностные:

-  создать условия для понимания необходимости бережного отношения к полезным ископаемым;

- создать условия для воспитания чувства патриотизма к малой Родине – Уралу;

Основные понятия:  полезные ископаемые;  железо-металл, выплавляемый из железной руды; золото-благородный металл.

Оборудование:  карточки с терминами для оформления доски, компас, коробочка с железной рудой, физическая карта России «Полезные ископаемые»,  книга с рассказом В.Грузинской «Магнит и компас», фильм Парфёнова «Хребет России» (фрагмент), индивидуальные карты  для рефлексии урока, индивидуальные карточки с домашним заданием.

Раздаточный материал: компас, коробочка с железной рудой, индивидуальные карты  для рефлексии урока, индивидуальные карточки с домашним заданием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые. Главный металл." »

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Перми















Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема «Полезные ископаемые. Главный металл»















Выполнила

учитель начальных классов

МАУО «СОШ №1» г.Перми

Трушникова Ирина Сергеевна







Пермь, 2014 г.





Конспект урока окружающий мир.

4 класс.

Авторы УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Система Занкова.

Тема урока «Полезные ископаемые. Главный металл». Раздел «Человек и природа».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию у учащихся представления о главном металле – железе.

Планируемые результаты (задачи):

Предметные:

- формировать у учащихся представление о происхождении железа, его свойствах; о значении железа в хозяйственной деятельности человека;

- формировать у учащихся представление об истории добычи, о переработке железной руды на Урале, о значимости уральских заводов для России;

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь работать с текстом, выбирать нужную для работы на уроке информацию;

-контролировать и оценивать свои действия при работе наглядно-образным материалом (работа с картой);

-уметь делать выводы на основе результатов выполнения практической работы;

- получат возможность научиться находить дополнительную информацию по теме урока (при выполнении домашнего задания);

Познавательные:

- самостоятельно формулировать цель урока «Железо – главный металл?»;

- ставить и формулировать проблему урока «Главный металл – железо или золото?»;

- извлекать необходимую информацию из просмотренного фрагмента фильма «Хребет России»;

-ориентироваться в стилях текста;

Личностные:

- создать условия для понимания необходимости бережного отношения к полезным ископаемым;

- создать условия для воспитания чувства патриотизма к малой Родине – Уралу;

Основные понятия: полезные ископаемые; железо-металл, выплавляемый из железной руды; золото-благородный металл.

Оборудование: карточки с терминами для оформления доски, компас, коробочка с железной рудой, физическая карта России «Полезные ископаемые», книга с рассказом В.Грузинской «Магнит и компас», фильм Парфёнова «Хребет России» (фрагмент), индивидуальные карты для рефлексии урока, индивидуальные карточки с домашним заданием.

Раздаточный материал: компас, коробочка с железной рудой, индивидуальные карты для рефлексии урока, индивидуальные карточки с домашним заданием.

Ход урока

  1. Организационный компонент

Самоанализ учителя и учеников к учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего замечательного Дома .

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

На доске запись:

Это планета Солнечной системы.

Имеет шарообразную форму.

Окружена воздушной оболочкой.

Рельеф – горы, равнины.

На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди.

Внутри (в недрах) - ?

- О чём идёт речь? (О планете Земля)

- Кто сможет ответить на вопрос? (Предполагаемые ответы: ядро, богатства, полезные ископаемые).

На доске магнитные карточки с надписями:

Железо, алмазы, золото, мел, геолог, олово, медь, нефть, песок, ртуть, каменный уголь.

- Все ли слова вам знакомы?

- Не кажется ли вам, что есть здесь лишнее слово? (Словарная работа со словом «геолог». Вспоминают о профессии геолога).

- Оставшиеся слова распределите на две группы. (В результате появляется группа металлов и неметаллов).





Доска:

Железо, золото, олово, медь, ртуть.

Песок, мел, алмазы, нефть, каменный уголь.

- Можете дополнить группы другими вариантами. (Дополняют).

Результаты этапа:

Предметные:

Уметь делить полезные ископаемые на металлы и неметаллы.

Метапредметные:

1.Строить речевые высказывания в устной форме.

2. Анализировать и классифицировать объекты.



III. Постановка проблемы

- Какой металл, на ваш взгляд, является главным на нашей планете?

Возникает коллизия, т.к. часть учеников, основываясь на собственном опыте и знаниях, называет «золото» (оно дорогое), часть – железо (мы его чаще встречаем, произносим).

Доска:

Главный металл:

Железо ? Золото?

Результаты этапа:

Предметные:

1.Определять свойства железа и золота (возможно из высказываний).

Метапредметные:

1.Ставить и формулировать проблему урока «Главный металл – железо или золото?»

2.Уметь учитывать позицию одноклассников.

3.Выдвигать гипотезу и уметь обосновать (выбирают один из металлов, пытаются обосновать).



IV . Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Какие задачи сможем решить? (Попытаемся найти аргументы для обоснования гипотезы. Выясним, какой из металлов, золото или железо, люди считают главным на Земле.)

Учитель фиксирует ответы на доске или слайде презентации.

- Из каких источников сможем получить необходимые сведения? (Варианты ответов: из учебника, из энциклопедий, из Интернета, спросить у родителей, друзей, провести опыт).

- Какие источники информации являются достоверными? (Ответы).

Результаты этапа:

Метапредметные:

1.Самостоятельно формулировать цель урока, формулировка которой совпадает с формулировкой проблемы.

2. Создавать способов решения проблемы.



V . Открытие нового знания.

- Предлагаю перенестись в далёкое прошлое, чтобы понять, как люди открывали для себя металл. Давайте вспомним рассказ В.Грузинской «Магнит и компас», который вы читали во время летних каникул. ( Высказываются, вспоминая сюжет).

- (Обращаются к тексту). В каком стиле изложена первая часть текста? (Художественный стиль, это легенда о пастухе Магните). В каком стиле написана вторая часть? (Научный).

- Почему в названии текста автор поставил рядом слова «магнит» и «компас»? Какая между ними связь? (В компасе используется намагниченная стрелка).

Предметные результаты:

1.Знать стили текста, их особенности.

Метапредметные результаты:

1.Извлекать необходимую информацию из текста.

2.Уметь с точностью выражать свои мысли.



  • Практическая работа.

На партах – компас, коробочка с кусочком железной руды.

- Взяв в руки компас, вспомним правила работы с ним. (Демонстрируют знания: положить компас на ровную поверхность, снять стрелку с предохранителя и поворачивать корпус, пока синий конец стрелки не совпадёт с севером).

- Положите компас на коробочку, которая лежит у вас на парте. Проделайте те же действия. (Ученики отмечают, что стрелка «прыгает»).

- Вы убеждены в исправности компаса? (Да, только что проверяли).

- У кого-то есть версии происходящего? (Выслушиваются версии, среди которых подозрение вызывает коробочка).

- Уберите коробочку. Что произошло? (Стрелка успокоилась).

- Есть версии теперь? (Наверное, дело в содержимом коробочки. Может, там находится магнит?)

Разглядывают содержимое. Узнают кусочки железной руды, соотнеся её с иллюстрацией в учебнике.

- Посовещайтесь в парах и попробуйте определить свойства руды. (Совещаются, отвечают).

На доске учитель фиксирует свойства железной руды:

Твёрдая, холодная, тяжёлая, ржавая, притягивается магнитом.

Предметные результаты:

1.Уметь наблюдать, исследовать.

2.Уметь пользоваться компасом.

Метапредметные результаты:

1.Управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

2. Устанавливать причинно-следственных связей (магнит поведение стрелки).

3.Уметь соотносить реальный объект (кусочек руды) с его изображением.



Работа с картой.

На доске физическая карта России «Полезные ископаемые».

- Такое же поведение стрелки компаса наблюдал Иван Михайлович Губкин, руководитель геологов-разведчиков, на территории Белгородской области, вблизи города Старый Оскол. Так компас помог учёному обнаружить подземные залежи, богатые железной рудой – КМА, так называется Курская магнитная аномалия. Первые несколько килограммов железной руды были подняты из шахты в 1933 году. Сейчас этот рудник даёт стране ежегодно по 4 млн тонн отличной железной руды.

- Кто из вас слышал о Курской магнитной аномалии? Как думаете, какой смысл здесь заложен в слове «аномалия»?

- Откройте физическую карту России «Полезные ископаемые»в учебнике. Каким знаком изображают железные руды. Назовите области, на которых ведётся их добыча.

- Назовите место добычи железной руды, которое близко к нам, пермякам, географически и дорого исторически. (Уральские горы).

- Скажите, пожалуйста, для чего же человек так упорно из века в век ведёт добычу железной руды? (Она играет большую роль в жизни человека, из неё выплавляют металлы, из металлов изготавливают разные нужные предметы).

- Кто знает, что получают из железной руды? (Чугун, сталь, железо).

- Какие «железные» предметы вас окружают? (Ответы)

- Как вы думаете, гвозди, булавки, ножи сделаны из чистого железа? Чистое железо – это большая редкость. Учёные могут получить его только в лаборатории. А иногда железо попадает к нам из космоса. Найденные кусочки метеорита хранятся в музее. Так что совсем чистое железо можно встретить только там.

- Скажите, а где возможно получение металлов из руд, в том числе и железной? (На перерабатывающих заводах).

Предметные результаты:

1. Уметь наблюдать (при работе с картой).

2. Осуществлять словарную работу со словом «аномалия».

3. Владеть базовым понятийным аппаратом (чугун, сталь, металлы).

Метапредметные результаты:

1.Применять дополнительную информацию (КМА).

2.Осуществлять знаково-символические действия (обозначение железной руды на карте, поиск мест добычи).



Историческая справка.

- Не одно столетие горные заводы Урала служили основной единицей измерения наше малой Родины. Заводы были медеплавильные, чугунолитейные, железноделательные.

- Давайте вспомним, в каком веке, и с какими историческими событиями связано возникновение на нашей Уральской земле строительство горных заводов.

(Просмотр сюжета документального фильма Л. Парфёнова «Хребет России»).

(Ученики нашей СОШ №1 г.Перми реализуют в 2013-2014 уч.году проект «Живая Парма». В основе проекта - книга выпускника нашей школы Алексея Иванова «Хребет России». Дети знакомы и с книгой Иванова через уроки внеклассного чтения, и с фильмом Парфёнова).

Сюжет позволяет понять ученикам, что наше уральское железо оказалось не хуже закупаемого Петром шведского железа. Узнают о первых «мужицких» заводиках и о первом горном заводе Урала - Каменском. Узнают о значимости перерабатывающих заводов Урала в обороне России. О поклонении Урала железным слиткам, о гении металлургии Акинфии Демидове и его заводах.

- Фрагмент подтверждает, что значимость железа в России неоспорима. Подтвердите это, опираясь на просмотренный сюжет.(Урал в старину назывался Железным поясом Урала…..)

- Можем уже ответить на вопрос о том, какой металл считается главным? (Возможно, но пока мало знаем о добыче и значимости золота).

- Есть среди вас те, кто считает золото главным металлом, попробуйте привести аргументы. (Из него делают красивые украшения. Это драгоценный металл, т.к. в золотые слитки люди вкладывают свои сбережения.)

- Золото называют благородным металлом. Почему его так назвали? Давайте послушаем историю затонувших кораблей. (Пересказ истории подготовленным учеником).

Из пересказа ученики узнают, что, металлы, находясь в земле, соединяются с другими металлами, горными породами, кислородом. И только благородные металлы не соединяются ни с кислородом, ни с чем другим, поэтому не ржавеют, не тускнеют и веками сохраняют свою красоту, блестят. Находят их в речном песке, процесс добычи очень трудоемкий.

- Полученной информации достаточно, чтоб ответить на вопрос сегодняшнего урока? (Отвечают, вспоминая всю информацию урока).

- «Железный человек», «Стальные нервы», «Моё слово - железо»…… Может быть кто-то продолжит мои мысли? (Железный век, …..) Что объединяет все высказывания?

- Попробуйте вспомнить фразы, в которых встречается слово «золото». (Золотые руки, молчание-золото….)

- Ну и,наконец , мудрая пословица «Железом и золото добуду». Понимаете её смысл?

Предметные результаты:

1.Усвоить первоначальные сведения о процессе добычи железа и золота, о свойствах железа и золота.

2. Уметь описывать и характеризовать факты и события Урала.

3. Формировать у учащихся представление об истории добычи, о переработке железной руды на Урале, о значимости уральских заводов для России.

4. Осуществлять словарная работу.

Метапредметные результаты:

1. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (не можем назвать железо главным, т.к. не знаем о золоте).

2. Осознанно строить речевое высказывание.

3.Извлекать необходимую информацию из просмотренного фрагмента фильма «Хребет России».

4. Получат возможность научиться находить дополнительную информацию.

5. Уметь делать выводы на основе результатов выполнения работы.

6. Уметь доказывать.



VI . Закрепление материала.

- Если к концу урока вы ответили на вопрос

Главный металл:

Железо ? Золото?,

и, самое главное, можете ответить ещё на один вопрос «Почему?», буду считать, что мы с пользой провели время и достигли цели урока. Кстати, как она звучала?

- Разговор о полезных ископаемых невозможно завершить сегодняшним уроком, да и вообще курсом нашего предмета в начальной школе. Вас ждут увлекательные открытия на уроках природоведения, химии, физики на следующих ступенях обучения. Очень надеюсь, что ваша любознательность, неуспокоенность, пытливость будут постоянными вашими спутниками!

- И всё же, ПОЧЕМУ? (Ответ на вопрос – и есть закрепление материала.)

Предметные:

(предметные результаты предыдущих этапов, в зависимости от высказываний могут войти в этот этап).

Метапредметные:

1.Строить логическую цепочку рассуждений.

2.Уметь делать выводы.

3.Уметь доказывать.




VII. Рефлексия урока.

- Выберите на карточках подходящие для каждого из вас выражения.

(Уровень понимания учебного материала – выбирают одну из фраз):

  • Я убеждён, что главный металл – это железо.

  • Я убеждён, что главный металл – это железо, могу привести аргументы.

  • Я убеждён, что главный металл – это золото.

  • Я убеждён, что главный металл – это золото , могу привести аргументы.

(Уровень комфортности):

  • Мне было на уроке комфортно, потому что___________________________________

  • Мне было на уроке некомфортно, так как_____________________________________

Уметь рефлексировать свою деятельность является метапредметным результатом.



VIII Домашнее задание (по выбору).

У каждого есть индивидуальная карточка.

- Выберите то домашнее задание, выполнять которое вам захочется больше других.

1. Определи свойства железа (железных предметов). Результаты запиши в рабочую тетрадь.

2. Подбери интересный материал по теме «Железо».

3. Сочини легенду о сказочном богатыре Урала, потерявшем свой чудо-меч.

4. Составь кроссворд на тему «Железо».

5. Узнай, что называют «чёрным золотом», почему.

Метапредметные:

1.Получат возможность научиться находить дополнительную информацию по теме урока (при выполнении домашнего задания);

2.Уметь соотносить свой уровень понимания при выборе задания.



В зависимости от особенностей учеников класса, данный урок можно разделить на 2 урока.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые. Главный металл."

Автор: Трушникова Ирина Сергеевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок окружающего мира по теме: "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "218551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433837458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Горючие полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_po_tiemie_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "407224"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491487180"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Проблемы окружающей среды"
    ["seo_title"] => string(31) "probliemyokruzhaiushchieisriedy"
    ["file_id"] => string(6) "298280"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456312450"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа""
    ["seo_title"] => string(43) "urokv9klassieprostanstvosieviernoghokavkaza"
    ["file_id"] => string(6) "277836"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452982061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства