kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Пространство Северного Кавказа

Цели урока:

1.Образовательная цель: дать оценку экономико-географического положения Северного Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района

2 Развивающая цель: закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района.

3. Воспитательная цель: воспитывать интерес  к естественным наукам. Чувство гордости за свою страну.

Задачи:                                                                                                                                                                               1. Помочь учащимся целостно представить положение района на карте России.

2.Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей природных условий и ресурсов Северокавказского экономического района

3.Закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства.

Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; развивать умения самостоятельно работать с информацией любой сложности в разных знаковых системах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Предметные: уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы.

Учебник: А.И. Алексеев География 9. Издательство Просвещение,2014

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, проектор, учебники, атлас по географии России 8-9 класс, настенная карта Федеративное устройство России, физическая карта России.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настрой учащихся на урок.

  1. Актуализация опорных знаний
  2.  Какие районы мы изучили?

По какому плану изучают район?

  1. Мотивация урока

Сегодня мы с вами поговорим о новом районе.

  • Он самый южный
  • Самый горный
  • Самый национальный
  • Самый курортный
  • Самый нестабильный.

Что это за район?

5. Приобретение новых знаний.

1. Определить, какие субъекты входят в состав Северного Кавказа? (работа с картами учебника и атласами).

 Докажем, что ФГП и ЭГП Северного Кавказа - выгодное.

1)Докажите, что Северный Кавказ занимает приморское положение?

(Азовское, Чёрное, и Каспийское). Азовское море самое мелководное у берегов России. Средняя глубина всего 4 м, максимальная не превышает 14 м. Через Керченский пролив происходит водообмен с Чёрным морем.

Через порты морей налажены внешнеэкономические связи со многими зарубежными странами. Через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море.

2)Район находится на стыке 3 государств: Грузия, Азербайджан. Граничит и Украина. Северный Кавказ имеет сними общие границы большой протяжённости.

3)На севере граничит с Центрально - Чернозёмным районом и Поволжьем.

4)Положение на юге России (тёплый климат). Располагается в двух почвенно – климатических зонах: степной и субтропической, что способствует возделыванию разнообразных сельскохозяйственных культур, часть из которых возделывается только в этом районе.

Вывод: ЭГП Северного Кавказа выгодно. Он один из наиболее развитых экономических регионов России, обладающий мощным природно-сырьевым потенциалом, разнообразными отраслями промышленности, высокоинтенсивным сельским хозяйством и существенными транспортными коммуникациями. Но необходима стабильная обстановка, и реконструкция портов: Новороссийска, Туапсе, Сочи.

2.По картам атласа определить природные условия и ресурсы.

Природные условия и ресурсы.

Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно – Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив.

По разнообразию рельефа район чётко делят на три части: равнинную, предгорную и горную.

Равнинная часть Северного Кавказа называется – Предкавказье.

Чем в рельефе представлено Предкавказье?

Центральная часть Предкавказья занята Ставропольской возвышенностью. Максимальная высота – 831 м. Она сильно расчленена широкими, глубоко врезанными долинами, балками и оврагами.

Горная часть – Большой Кавказ, состоит из системы многочисленных горных хребтов.

Поднятия Кавказских гор продолжается и в настоящее время. Эльбрус и Казбек являются недавно потухшими вулканами. г. Эльбрус (5642 м)

г. Казбек (5033)

Рельеф гор сильно расчленён. Восточная часть Большого Кавказа представлена системой сложно ветвящихся хребтов с крутыми склонами, с глубокими каньонообразными речными долинами. В рельефе они представлены островными горами, наиболее крупные из которых г. Бештау и г. Машук. У подножия гор находятся многочисленные целебные источники. Район располагает богатыми природными ресурсами.

 Полезные ископаемые.

Разнообразны минеральные ресурсы. В первую очередь отметим топливно-энергетические.

Уголь – (Южный отрог Донбасса) - Ростовская область.

Уголь высокого качества, но вся добыча ведётся подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются.

Нефть и природный газ – Краснодарский край, Ставропольский край, Чечня, Дагестан, Адыгея.

Значительны запасы металлов: полиметаллы (Садонское – в Северной Осетии), вольфрам и молибдем (Тырныауз – в Кабардино-Балкарии), есть медь, железная руда.

Крупнейшие запасы строительных материалов (известняковые мергели, кварцевые пески, огнеупорные глины, гранит, мрамор, гипс, мел).

Климат.

Северный Кавказ имеет длинное и тёплое лето (220 -240 дней со среднесуточной температурой выше + 10°С ). Здесь могут расти теплолюбивые культуры. Зима мягкая, средняя температура +5 - 10°С. Особые климатические условия на черноморском побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики. Здесь можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград. В центральной и восточной части Предкавказья недостаточное увлажнение, поэтому для земледелия необходимо орошение.

Сравните климат Черноморского побережья с климатом побережья Каспийского моря. Назовите характерные различия.

Водные ресурсы.

Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения. Некоторые реки, в частности Кума, пересыхают.

Почвенные ресурсы.

Главное богатство Северного Кавказа – плодородные чернозёмные почвы равнин Предкавказья. Именно здесь вокруг Азовского моря широкой полосой расположились северокавказские чернозёмы с гумусовым горизонтом мощностью до 2 м. Это считается абсолютным рекордом на всём земном шаре. Юго – восточнее расположены каштановые почвы. Засушливый климат восточной части района требует для земледелия искусственного орошения.

Северный Кавказ – богатейший в России район по рекреационным ресурсам, на базе которых создана широкая сеть курортов, туристических баз, спортивно – оздоровительных объектов.

6.Закрепление.

 1.Какими особенностями географического положения Северный Кавказ отличается от других, изученных вами

2.Какие субъекты  входят в состав района?

3. С какими государствами граничит район?

4. К каким морям имеет выход район?

7. Рефлексия.

Что нового узнал?.

В чем  возникли трудности при изучении темы?

Где применим приобретённые  знания?

8.Домашнее задание. Параграф    28,  д/з Подборка материала к презентации или к проекту «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Примерные вопросы для подготовки задания

1.Докажите, что Северный Кавказ является основным рекреационным регионом России?

Подготовить публичное выступление по теме «Моё турагентство»

1.Название турфирмы.

2.Способы доставки туристов к месту и способы их перемещения.

3.Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.

4.Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма.

5.Стоимость экскурсии с обоснованием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа"»

Тема урока: Пространство Северного Кавказа

Цели урока:

1.Образовательная цель: дать оценку экономико-географического положения Северного Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района

2 Развивающая цель: закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района.

3. Воспитательная цель: воспитывать интерес к естественным наукам. Чувство гордости за свою страну.

Задачи: 1. Помочь учащимся целостно представить положение района на карте России.

2.Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей природных условий и ресурсов Северокавказского экономического района

3.Закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района


Универсальные учебные действия:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства.

Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; развивать умения самостоятельно работать с информацией любой сложности в разных знаковых системах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Предметные: уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы.


Учебник: А.И. Алексеев География 9. Издательство Просвещение,2014

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, проектор, учебники, атлас по географии России 8-9 класс, настенная карта Федеративное устройство России, физическая карта России.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настрой учащихся на урок.

  1. Актуализация опорных знаний

  2. Какие районы мы изучили?

По какому плану изучают район?

  1. Мотивация урока

Сегодня мы с вами поговорим о новом районе.

  • Он самый южный

  • Самый горный

  • Самый национальный

  • Самый курортный

  • Самый нестабильный.

Что это за район?

5. Приобретение новых знаний.

1. Определить, какие субъекты входят в состав Северного Кавказа? (работа с картами учебника и атласами).

Докажем, что ФГП и ЭГП Северного Кавказа - выгодное.

1)Докажите, что Северный Кавказ занимает приморское положение?

(Азовское, Чёрное, и Каспийское). Азовское море самое мелководное у берегов России. Средняя глубина всего 4 м, максимальная не превышает 14 м. Через Керченский пролив происходит водообмен с Чёрным морем.

Через порты морей налажены внешнеэкономические связи со многими зарубежными странами. Через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море.

2)Район находится на стыке 3 государств: Грузия, Азербайджан. Граничит и Украина. Северный Кавказ имеет сними общие границы большой протяжённости.

3)На севере граничит с Центрально - Чернозёмным районом и Поволжьем.

4)Положение на юге России (тёплый климат). Располагается в двух почвенно – климатических зонах: степной и субтропической, что способствует возделыванию разнообразных сельскохозяйственных культур, часть из которых возделывается только в этом районе.

Вывод: ЭГП Северного Кавказа выгодно. Он один из наиболее развитых экономических регионов России, обладающий мощным природно-сырьевым потенциалом, разнообразными отраслями промышленности, высокоинтенсивным сельским хозяйством и существенными транспортными коммуникациями. Но необходима стабильная обстановка, и реконструкция портов: Новороссийска, Туапсе, Сочи.



2.По картам атласа определить природные условия и ресурсы.

Природные условия и ресурсы.

Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно – Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив.

По разнообразию рельефа район чётко делят на три части: равнинную, предгорную и горную.

Равнинная часть Северного Кавказа называется – Предкавказье.

Чем в рельефе представлено Предкавказье?

Центральная часть Предкавказья занята Ставропольской возвышенностью. Максимальная высота – 831 м. Она сильно расчленена широкими, глубоко врезанными долинами, балками и оврагами.

Горная часть – Большой Кавказ, состоит из системы многочисленных горных хребтов.

Поднятия Кавказских гор продолжается и в настоящее время. Эльбрус и Казбек являются недавно потухшими вулканами. г. Эльбрус (5642 м)

г. Казбек (5033)

Рельеф гор сильно расчленён. Восточная часть Большого Кавказа представлена системой сложно ветвящихся хребтов с крутыми склонами, с глубокими каньонообразными речными долинами . В рельефе они представлены островными горами, наиболее крупные из которых г. Бештау и г. Машук. У подножия гор находятся многочисленные целебные источники. Район располагает богатыми природными ресурсами.

Полезные ископаемые.

Разнообразны минеральные ресурсы. В первую очередь отметим топливно-энергетические.

Уголь – (Южный отрог Донбасса) - Ростовская область.

Уголь высокого качества, но вся добыча ведётся подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются.

Нефть и природный газ – Краснодарский край, Ставропольский край, Чечня, Дагестан, Адыгея.

Значительны запасы металлов: полиметаллы (Садонское – в Северной Осетии), вольфрам и молибдем (Тырныауз – в Кабардино-Балкарии), есть медь, железная руда.

Крупнейшие запасы строительных материалов (известняковые мергели, кварцевые пески, огнеупорные глины, гранит, мрамор, гипс, мел).

Климат.

Северный Кавказ имеет длинное и тёплое лето (220 -240 дней со среднесуточной температурой выше + 10°С ). Здесь могут расти теплолюбивые культуры. Зима мягкая, средняя температура +5 - 10°С. Особые климатические условия на черноморском побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики. Здесь можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград. В центральной и восточной части Предкавказья недостаточное увлажнение, поэтому для земледелия необходимо орошение.

Сравните климат Черноморского побережья с климатом побережья Каспийского моря. Назовите характерные различия.

Водные ресурсы.

Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения. Некоторые реки, в частности Кума, пересыхают.

Почвенные ресурсы.

Главное богатство Северного Кавказа – плодородные чернозёмные почвы равнин Предкавказья. Именно здесь вокруг Азовского моря широкой полосой расположились северокавказские чернозёмы с гумусовым горизонтом мощностью до 2 м. Это считается абсолютным рекордом на всём земном шаре. Юго – восточнее расположены каштановые почвы. Засушливый климат восточной части района требует для земледелия искусственного орошения.

Северный Кавказ – богатейший в России район по рекреационным ресурсам, на базе которых создана широкая сеть курортов, туристических баз, спортивно – оздоровительных объектов.

6.Закрепление.

1.Какими особенностями географического положения Северный Кавказ отличается от других, изученных вами

2.Какие субъекты  входят в состав района?

3. С какими государствами граничит район?

4. К каким морям имеет выход район?

7. Рефлексия.

Что нового узнал?.

В чем возникли трудности при изучении темы?

Где применим приобретённые знания?

8.Домашнее задание. Параграф 28, д/з Подборка материала к презентации или к проекту «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Примерные вопросы для подготовки задания



  1. Докажите, что Северный Кавказ является основным рекреационным регионом России?

Подготовить публичное выступление по теме «Моё турагентство»

  1. Название турфирмы.

  2. Способы доставки туристов к месту и способы их перемещения.

  3. Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.

  4. Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма.

  5. Стоимость экскурсии с обоснованием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа"

Автор: Заярная Людмила Ивановна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства