Урок окружающего мира по теме «Права человека».4. класс. Образовательная программа «Школа 2100»
Цели:
создать условия для групповой работы при изучении нового материала;
развивать интеллектуальные и речевые умения;
познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.
Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада
- Ребята, сегодня, на уроке мы будем работать в группах
Какие правила общения в группе вы знаете?
доброжелательность
помощь друг другу
один говорит – все молчат
Использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»
У каждого из вас есть лист оценивания, ознакомьтесь с ним, напишите каждый свою фамилию.
-Что мы делаем дальше?
-Выбираем эксперта и оформителя.
Итак, начнем!
(слайд 1)
Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)
Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял,что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
О чем это стихотворение?(оРодине, о России)
Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)
II. Целеполагание.
Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А какой ещё один очень важный документ в России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 13)
– Кто знает, что это такое?
– Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 14)
Инсценировка. [1]
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из класса не выпустим! – угрожающе предупредила Лиза Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил учитель. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Лиза , была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Лиза
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)
– Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)
– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)
– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.
III. Работа по теме урока.
Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом написано в Конституции есть .20 статья.(Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статья 41)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш урок (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.
Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
Физкультминутка “Хлопай-топай”
- Какие действия вредят вашей репутации (“топай”), а какие, наоборот, укрепляют уважение к вам (“хлопай”)
Работа в саду.
Посещение концерта.
Посещение кружка, секции.
Помощь другу.
Нарушение обещания.
Отдых в санатории.
Драка.
Невыполнение домашнего задания.
Признание своих ошибок.
Грубость в разговоре, поведении.
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)
Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?
Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, Какие?
Это вы узнаете ,прочитав в учебнике на стр.43
. Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?
Я предлагаю вам проверить ваши знания по правам ребёнка. Игра “Разрешается – запрещается”.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка строго…(запрещается).
Слушать мнение ребёнка… (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудиться ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(запрещается)
Рисовать и петь, учиться.
Если заболел – лечиться…(разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется
Быть рабом у господина строго (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить…(разрешается).
Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.
Посмотрим ещё одну сценку.
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
- Нет.
Ребята, прав здесь Серёжа?
- Почему? О чём забыл Серёжа?
- Что ещё кроме прав мы имеем?
- Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять
Какая основная обязанность есть у вас сейчас?
Посовещайтесь в группе и скажите какие основные обязанности есть у школьника.
Правильно.Эти обязанности прописаны в уставе школы.
IV. Работа в группах. Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.
Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.
1 группа
- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок, Дюймовочка)
2 группа
-- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)
3 группа
-- Какое право нарушено? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино, Мороз Иванович)
4 группа
Закончите фразу.
а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на--------------------------------------------
б)Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ____________________________________________
в)Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ________________________________________________
г)Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на __________________________________________________________
VI. Итог урока:
- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
- Как называются документы, где записаны права ребёнка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.
-Оцените свою работу и работу
своих товарищей,
– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.
Д/з
Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.
Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).