Сценарий проведения урока окружающего мира с использованием современных педагогических технологий по теме "Воздух - это смесь газов"
Сценарий проведения урока окружающего мира с использованием современных педагогических технологий по теме "Воздух - это смесь газов"
Урок окружающего мира по теме «Воздух – это смесь газов»
Предмет (направление) – «Окружающий мир»
Класс – 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Урок связан с предыдущими уроками в рамках содержательного блока «Человек и природа» УМК «Перспективная начальная школа». Главный акцент при составлении урока делается на принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно.Проблемный характер изложения учебного материала достигается посредством:
• демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
• выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников;
• системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
• специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
• иллюстративным материалом (диаграмма).
Осуществляется реализация межпредметных связей с математикой, технологией, что обеспечивает формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Урок ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе.
В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни, опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; учебные диалоги; моделирование объектов окружающего мира в виде диаграммы. Организация на уроке специального пространства, позволяет ученикам переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Приём «Обсуждаем домашнее задание» основан на принципе свободы выбора. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Приём «Поляна», использованный на этапе рефлексии предполагает рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения урока окружающего мира с использованием современных педагогических технологий по теме "Воздух - это смесь газов" »
Пояснительная записка
Урок окружающего мира по теме «Воздух – это смесь газов»
Автор - Батурина Оксана Альбертовна,
учитель начальных классов
Образовательное учреждение – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №29 г. Томска
Предмет (направление) – «Окружающий мир»
Класс – 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Воздух – это смесь газов»
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Время реализации: 40 минут (1 урок)
Цель: организация усвоения учащимися общего представления о воздухе как о газообразном веществе, состоящем из азота, кислорода, углекислого газа и других газов, которое находится на Земле везде, даже в воде и почве, и имеет большое значение для человека, животных и растений.
Задачи:
-выявление в ходе опытов свойства кислорода и углекислого газа;
-развитие навыков исследовательской работы, умения работать в малой группе, в паре;
-продолжение обучению детей проведению опытов, наблюдению, формированию выводов по результатам опыта;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).
-воспитание любови к природе, бережного отношения к воздуху, к объектам природы; уважительного отношения друг к другу; формирование экологической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные:
-усвоение новых знаний о воздухе, как смеси газов
- усвоение новых знаний о кислороде и его свойстве и углекислом газе.
-формирование самоконтроля и самооценки учебных действий
-развитие диалогической речи.
Личностные:
-формирование положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному труду, знание основных моральных норм поведения;
-формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.
-определение характера взаимоотношений человека с природой, умение находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; формирование положительной мотивации к учению.
Авторский медиапродукт - презентация 11 слайдов (среда PowerPoint, Word). Анимация в презентации настроена по щелчку.
Медиапродукт
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации: линейная.
III. Схема взаимосвязи кадров презентации: линейная.
IV. Содержание кадров:
№ слайда
Содержание
1
Тема урока.
2
Воздух вокруг нас.
3
Диалог Миши и маши.
4
Диаграмма. Воздух - смесь газов.
5
Интервью с медицинским работником.
6
Состав воздуха.
7
Интервью с учителем химии.
8
Когда ещё выделяется углекислый газ?
9
Кто «проветривает» атмосферу земли?
10
Задание в хрестоматии.
11
Кроссворд. Сколько весит воздух.
12
Цветочная поляна.
13
Спасибо за внимание! Всем чистого воздуха!
Оборудование и наглядные пособия:компьютер, проектор, авторскиймедиапродукт – презентация, карточки с заданиями, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, ёмкость с водой, стакан, спички, свеча на подставке, бутылочка с известковой водой, стеклянная трубка или соломинка; карточки с кроссвордом (Приложение1); карточки с таблицей «Тонких и толстых» вопросов; (Приложение2); аппарат для измерения массы воздуха, изготовленный учащимся.
Содержательный аспект:
Урок связан с предыдущими уроками в рамках содержательного блока «Человек и природа» УМК «Перспективная начальная школа». Главный акцент при составлении урока делается на принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты); умений работать в сотрудничестве и самостоятельно.
Проблемный характер изложения учебного материала достигается посредством:
• демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
• выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников;
• системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
• специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
• иллюстративным материалом (диаграмма).
Осуществляется реализация межпредметных связей с математикой, технологией, что обеспечивает формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Урок ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе.
В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни, опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; учебные диалоги; моделирование объектов окружающего мира в виде диаграммы. Организация на уроке специального пространства, позволяет ученикам переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Приём «Обсуждаем домашнее задание» основан на принципе свободы выбора.Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Приём «Поляна», использованный на этапе рефлексии предполагает рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося.
Тема: Воздух – это смесь газов
Этапы
урока
Задача –
результат
каждого этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Организационный момент
УУД, формируемые на этапе :
Личностные: выработка учебной мотивации, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к уроку.
Окружающий нас мир. Интересно познавать его тайны и загадки. Мы готовы их разгадывать. Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки и тепло.
Приветствуют учителя и одноклассников.
2. Проверка пройденного на прошлом уроке.
УУД, формируемые на этапе:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.
Познавательные: формирование умения проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателя, проявлять доброжелательное отношение.
Выявить качество и уровень овладения знаниями, при необходимости обеспечить их коррекцию. Систематизировать знания о воздухе.
Отгадайте загадку:
Он всюду окружает нас,
Невидимый, бесцветный газ.
Он в жизни очень важен,
Ему спасибо скажем.
-Можно ли увидеть воздух?
- Приведите примеры, как можно обнаружить воздух вокруг нас?
- Если вам надо обнаружить место прокола в велосипедной камере, как это легче всего сделать?
Слайд 2. - О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
-Воздух.
-Нет, но его можно обнаружить.
-Помахать веером.
-В стакан с водой опустить кусочек мела, сухаря. Начнут подниматься мелкие пузыри. Это-воздух.
-У нас дома прозрачный чайник и когда в нём нагревается вода, то видны пузырьки, которые поднимаются вверх. В воде есть воздух.
-Накачать в нее воздух и опустить камеру в воду. В месте прокола будут выходить пузырьки воздуха.
3.Актуализация опорных знаний.
УУД, формируемые на этапе:
Личностные: наличие познавательных интересов, учебных мотивов, представления о границах собственного знания и «незнания»; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи (в группах)
Слайд 3. Послушайте диалог Миши и Маши:
- Миша, убери, пожалуйста, со стола пустой стакан.
- На столе нет пустых стаканов, - возразил Миша, - один заполнен водой, второй молоком, а третий…
Продолжите, ребята, фразу Миши.
- Третий стакан заполнен воздухом.
1.Опыт №1.
Работа в группах.
-Придумайте как проверить (доказать), что в стакане находится воздух. Для этого предлагаю взять необходимые предметы: стакан, и ёмкость с водой.
-Как наполнить стакан водой?
-Почему стакан наполнился водой?
Представители групп демонстрируют опыт перед классом. Видят, что вода не может попасть в стакан, если его опустить вверх дном в ёмкость с водой.
Вывод: в стакане - воздух.
-Нужно наклонить его.
-Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место.
Слайд 4. Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
- Из чего состоит воздух?
- Продолжите фразы:
-Азот, кислород – это …
-Вещества, газы поместим в одну ёмкость, это будет…
-Назовите тему нашего урока.
-Сформулируйте цель урока.
-Из газов.
-Вещества, газы.
-Смесь.
-Воздух – это смесь газов.
-Выяснить из каких газов состоит воздух.
-Как эти газы влияют на человека и окружающий мир.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
УУД, формируемые на этапе:
Познавательные: пользоваться диаграммами, использовать толковый словарь; умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловое восприятие познавательного текста; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные: формирование умения строить понятные для партнера высказывания; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;навыкам взаимоконтроля; (управление коммуникацией).
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
Расширить знания учащихся о том, что воздух — это смесь газов, содержащая примеси; удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках;обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение);
Познакомить со свойствами кислорода и углекислого газа
Слайд 4. - Что представлено на доске?
- Найдите в словаре определение слову диаграмма.
-Рассмотрите диаграмму на слайде.
- Какого газа в воздухе больше всего?
- В 100 л воздуха содержится 78 л азота, 21 л кислорода, около 1 л углекислого газа.
- Как можно назвать эту диаграмму?
-Чертёж, схема, диаграмма.
Двое учеников ищут определение слову «диаграмма».
-Диаграмма - это чертёж или схема, которая наглядно показывает соотношение между различными величинами. Сами величины изображаются в виде отрезков или геометрических фигур.
- Азота
- Состав воздуха
- В учебнике с. 100 прочитайте 1 абзац. Чего нет в диаграмме, но вы прочитали об этом в учебнике?
В тетради для самостоятельной работы выполните упр.51 на с. 37, распределив работу с соседом по парте: 1) записать названия газов, из которых
состоит воздух, и названия
примесей, загрязняющих
воздух. 2)нарисовать схему
состава воздуха.
- Сравни свой ответ с ответом соседа по парте.
- Как вы думаете, пользу или вред приносят человеку примеси в воздухе?
-Водяной пар, частички пыли, дыма, пыльца растений, микробы.
Распределяют работу в парах, выполняют её. Выполняют взаимопроверку.
- Летом, когда цветут тополя у меня начинается аллергия и мне приходится уезжать на дачу. Там нет тополей. Значит, примеси в воздухе приносят вред.
Слайд 5. -Послушайте интервью медицинского работника нашей гимназии. И сделайте вывод.
- Вывод: примеси в воздухе приносят вред для здоровья человека.
Слайд 6. - Какой из газов, входящих в состав воздуха, по вашему мнению, самый важный газ?
Способность поддерживать дыхание – это важная особенность кислорода, но у этого газа есть и ещё одна важная особенность.
Опыт №2 (делает учитель)
- Понаблюдайте за моими действиями. Я зажигаю две одинаковых свечи. Одну из этих свечей я хочу накрыть банкой, как вы думаете, что произойдёт?
- Почему свеча гаснет? Ведь она ещё не догорела?
- Как вы думаете, человек какой профессии может с точностью ответить на этот вопрос?
- Я вас познакомлю с человеком, который может ответить на этот вопрос и на все вопросы, связанные с химией, потому что это учитель химии Мальцева Татьяна Васильевна. Слайд 7. Послушайте.
«Кислород в банке израсходовала горящая свеча, а выделился углекислый газ. Делаем вывод, Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении дров, керосина, табака (при курении) и горения не поддерживает. А когда ещё выделяется углекислый газ?»
Слайд 8. -Ребята, вспомните, как мы выявляли наличие крахмала в продуктах (белого хлеба, картофеля).
-А выявить наличие в воздухе углекислого газа поможет известковая вода
Опыт №3 (делает учитель)
(обнаружение наличия углекислого газа в воздухе).
Учитель берет в одну руку пробирку с известковой водой, а в другую стеклянную трубочку. Он делает вдох и выдыхает через трубку в прозрачную известковую воду. Вода мутнеет.
- Кислород, потому что он необходим для дыхания человека, животных, растений.
Дети высказывают предположение, что ничего не произойдёт.
- Закончился воздух.
-Когда мы дышим.
-С помощью разбавленной настойки йода.
-Дети наблюдают за действиями учителя.
Вывод: Это доказывает, что при дыхании выделяется углекислый газ.
- В нашем классе после уроков бывает трудно дышать, почему?
-Что происходит с составом воздуха?
- Что нужно сделать, чтобы состав воздуха в нашем классе стал прежним.
- Значит, что вы можете сказать о составе воздуха?
- Мы все дышим, поглощаем кислород, выделяем углекислый газ.
-Изменяется. Углекислого газа становится много, а кислорода мало.
- Открыть форточки, проветрить, чтобы воздух снабдить кислородом.
-Он должен быть всегда постоянным.
5. Закрепление изученных способов действий.
УУД, формируемые на этапе:
Личностные: принятие ценности природного мира, природоохраны.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
Предметные: определение условия, необходимого для жизни животных (воздух), формирование уменияописывать явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;формирование уменияопределять активные действия человека по охране живого мира
Коммуникативные: формирование умениястроить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; формирование умения договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально); обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение). – Оценивать воздействия человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе.
Слайд 9. - Во всех странах мира ежегодно сжигаются миллиарды тонн топлива – нефти, природного газа, угля, торфа. Поэтому возрастает расход кислорода, и увеличивается поступление углекислого газа в атмосферу. Люди, животные, растения дышат и выделяют углекислый газ.
- Почему в целом на планете пока состав воздуха остается постоянным? Кто же «проветривает» атмосферу Земли?
Слайд 10.Ответ можете найти в Хрестоматии с. 61-62 Чтение в парах по предложениям. Отмечать V – знаю, известно;
+ - новое.
- Только зелёные растения способны поддерживать равновесие в газовом составе атмосферы. Углекислый газ необходим зелёным растениям. При свете они забирают углекислый газ, а выделяют кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
- А что, ребята, сегодня делается для охраны чистоты воздуха?
Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?
Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
- Выразите символом, какой способ охраны воздуха указан в каждой задаче?
- Какой вывод можно сделать?
10 тонн в год.
-14кг кислорода в год.
Дети на листочках изображают символы, способов охраны воздуха, указанные в задачах.
- Установка очистных сооружений.
-Озеленение окружающей среды.
-Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
-Ребята, а что вы скажете человеку, который бы решил измерить массу воздуха?
Слайд 11. - Был такой человек, который более 300 лет назад решил измерить массу воздуха.
-Решите кроссворд и узнаете его имя. Приложение 3.
«А воздух совсем ничего не весит?» (Доклад ученика)
Прибор для измерения массы воздуха, изготовленный учащимися. Демонстрация работы весов по измерению массы воздуха.
-Это невозможно сделать.
Разгадывание кроссворда в парах для узнавания имени ученого - карточка № 3)
Подготовленный ученик рассказывает об учёном и его открытии.
6. Подведение итогов. Контроль и самооценка знаний и способов действия.
УУД, формируемые на этапе:
Личностные: формирование умения определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные: контроль (самоконтроль) и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли.
Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
- Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, выбрать и составить 1 вопрос, задать его одноклассникам.
Приложение 2.
Дети составляют вопросы, зачитывают их, остальные отвечают, при затруднении опираясь текст в учебнике.
7. Информация о домашнем задании.
УУД, формируемые на этапе:
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли.
Организовать обсуждение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.и запись домашнего задания.
Использование приёма «Обсуждаем домашнее задание».
Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом изученный материал ещё раз просматривается.
Домашнее задание на выбор:
1). Учебник с. 100-102
2). Рабочая тетрадь с. 38 упр.52.
3). Выбрать и прочитать статью в хрестоматии по теме «Воздух», поделиться с нами своими впечатлениями о прочитанном.
8. Рефлексия деятельности.
УУД, формируемые на этапе:
Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Регулятивные: оценивание детьми качества своей учебной деятельности, определение позиции ученика.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Слайд 12.Использование приёма«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, работа в группах, проведение опытов, решение экологических задач, решение кроссворда, составление «толстых» и «тонких» вопросов и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Учитель предлагает детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Использованная литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
А. Дорохов «Легкий, тяжелый, жидкий…». Издательство «Детская литература», 1987, с.5.
Энциклопедия «Я познаю мир», том «География», с 74-75. М.: АСТ, 1995.
300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.
Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров -1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр - 1 г 293 мг.
Приложение 2.
Приём тонкие и толстые вопросы.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему……..?
Почему вы считаете, ….?
Предположим, что будет, если…..?
Кто….?
Что….?
Когда…?
Может…..?
Как звать…?
Верно ли…?
Приложение 3.
1
2
3
4
5
6
7
1. Физическое тело, вещество способное распространяться по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ).