- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;
- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме;умение работать в паре и в группах
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие.
Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства.
Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)
СЛАЙД 2
2. Постановка проблемы
- В старину театральную маску называли «личина» - от слова «лик», «лицо».
- Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)
- Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12).
- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)
- Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)
(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)
СЛАЙД 3
-Определить цель нашего урока поможет видео-вопрос. Давайте послушаем!
СЛАЙД 4
-Какой проблемный вопрос будем решать?
СЛАЙД 5
-Узнать разницу выражений “лицо человека” и “личность человека”
-Я предлагаю раскрыть понятие личность и создать проект “модель личности”. (Учитель открывает запись: “Цель урока: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”)
3.Актуализация знаний
- Приступим к работе!
СЛАЙД 6
Приём «знаем – не знаем».
- Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Знаем
Не знаем
- Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)
- От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)
Запись в левый столбик таблицы.
Знаем
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
- А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).
Знаем
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?
-Может быть, личность тоже, как и лицо, врождённый признак человека?
- Давайте подумаем!
4. Открытие новых знаний
СЛАЙД 7-11
Игра-тест – (про каждый признак спросить – куда относить? К слову “лицо?” или к слову “личность? , прикреплять под нужным словом)
СЛАЙД 12
Личность человека (работа в группах).
(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)
У него очень длинный нос
У неё красивые глаза
У него очень смешные уши
У моей сестры на щеках ямочки
Мой друг любит весёлые выдумки
Моя сестра любит хвастаться
Мой брат – талантливый музыкант
У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела
Моя подруга любит читать книги
Я всегда выполняю свои обещания
- Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких - о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
СЛАЙД 13
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).
- Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
- Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
- Талантливым музыкантом человек становится от рождения?
( Выслушать версии детей) .
- Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
СЛАЙД 14
-Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир?
Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир” под словом личность)
- Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?»
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.
Работа с иллюстрациями с 12.
-Рассмотрите рисунки. Подумайте, что говорит каждый рисунок?
Ученики. «Какое у нее симпатичное лицо» – так говорят о человеке, у которого приятная внешность. «Молодец, Илюша,настоящая личность» – так говорят о человеке отзывчивом, готовым придти на помощь. Он оценивает себя как особенного, неповторимого человека. Он знает, что в нем есть что-то такое, чего нет в других, и гордится этим.
-Внутренний мир у каждого человека свой. Ваша личность ещё только складывается, но она уже отличается от других.
СЛАЙД 15
Тест
- На слайде фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. (Слайд 19)
- Будьте добры, выберите одну фигуру, которая больше всего вам нравится. Этот тест придумали учёные – психологи.
СЛАЙД 16
- Встаньте, пожалуйста, те, которые выбрали квадрат. И т.д. (Слайд 20)
- Как видите, каждый из вас особенный, неповторимый, уникальный человек. Но наш внутренний мир значительно сложнее.
СЛАЙД 17
Работа с учебником.
- Прочитайте диалог на с.13. - О каком “зеркале” идёт речь в этом диалоге?
- Кто из ребят, изображённых на рисунках, самостоятельно, обдуманно принимает решения, а кто действует несамостоятельно, как все? (Ответы)
- Почему доктор называет сознание “зеркалом”?
- Такая особенность нашего внутреннего мира, как умение мыслить, самому принимать решения называется сознанием. (Прикрепляется к моделитабличка “сознание” )
- Сознание позволяет каждому из нас стать особой, не похожей на других личностью.
Физминутка.
- Предлагаю вам встать на физминутку. Прошу вас всем телом показать боящегося человека: поднимите плечи, втяните голову, сделайтесь незаметными. Постарайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали страх, а теперь вспомните, как вы победили свой страх, покажите всем телом, какие вы смелые, поднимите голову, расправьте плечи, выпрямите спину, улыбнитесь! Как приятно на вас смотреть! Садитесь!
- Ребята, кому приходилось в жизни преодолевать свой страх, лень, желание отложить выполнение уроков? (Ответы детей)
- Приходилось ли вам в жизни прикладывать усилия для достижения своей цели и говорить “Я должен это сделать несмотря ни на что!” (Ответы)
Работа в паре.
- Прочитайте материал учебника на с. 14. Обсудите, что такое воля.
СЛАЙД 18
(“Я должен это сделать несмотря ни на что!” + рисунок с.14).
- Кто из ребят на рисунке с. 14 проявляет силу воли, а кто не может побороть свои слабости? (Ответы детей)
- Здесь мы видим проявление сознания и воли.
- Что такое воля? (Ответы детей)
- Таким образом, воля – это... (Дети дают определение)
- Воля - это тоже особая черта внутреннего мира. (Карточка прикрепляется к модели)
СЛАЙД 19
- Нельзя стать личностью без силы воли. С её помощью можно воспитать в себе желанные черты и качества личности.
СЛАЙД 20-24
-У кого из этих героев есть сила воли, а у кого ее нет?
Прочитайте материал на с.15 и ответьте на вопрос:
- Где должен жить человек, чтобы его личность развивалась?
- В обществе.
-Личность не может замыкаться в своем внутреннем мире, отгораживаться от мира людей. Внешний мир нам необходим, чтобы проявить свой мир внутренний, чтобы понять, чем отличается один человек от другого, чем отличаешься ты от других людей.
- В рабочих тетрадях с.4,задание 2 напишите, кто же влияет на развитие вашей личности.
СЛАЙД 28
- Как вы считаете, можно ли назвать личностью маленького ребенка и почему?
В ходе общего обсуждения надо подвести учеников к мысли о том, что любой, даже очень маленький, человек обладает своим внутренним миром. Однако его личность находится в самом начале своего развития.
5. Закрепление
СЛАЙД 29
- Давайте посмотрим, какая модель личности у нас получилась.
Таким образом, личность – это отображение врождённых или приобретённых признаков человека?
- А приобретённые признаки отражают внешние черты или внутренний мир?
Самооценка
- Сейчас предлагаю вам дополнить нашу модель словами, которые отражают вашу личность. Напишите на листочках ту черту личности, которой вы гордитесь и прикрепите на нашу модель. (Учитель читает, комментирует) Больше всего слов ______. Это отражает и внутренний мир нашего класса.
СЛАЙД 30
Вывод
СЛАЙД 31,32
Примеры
СЛАЙД 33,34
Тест
6. Итог
Обратимся к нашей таблице еще раз. Что в ней изменилось?
СЛАЙД 35
- Какие знания, полученные на уроке, вам могут пригодиться в жизни? Что нового вы узнали о себе?
-Что оказывает влияние на развитие личности человека? (Обучение и воспитание.)
-Кто более всего оказал влияние на развитие твоей личности?
-Может ли личность потерять свою яркость, стать беднее?
-Какая наука изучает личность человека?
7. Рефлексия
- Удалось нам достигнуть цели урока?
- Для чего мы создали “модель личности”?
- Оцените свою работу на уроке при помощи карточки.
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
СЛАЙД 36
В конце урока учитель может предложить ученикам оценить себя как неповторимого человека и гордо произнести вслух фразу: «Да, я – личность!»
СЛАЙД 37
Оценка деятельности
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 12–15, ответить на вопросы после текста. Вопросы 5, 6 (по желанию).
И я даю вам творческое задание, подумайте, какие черты личности вы бы хотели в себе развить? И наша модель будет дополнена новыми словами и понятиями о личности на следующих уроках.