Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: « Насекомые, птицы, рыбы, звери».
( УМК « Планета Знаний»)
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания детей об основных видах животных.
- Выявить важнейшие характерные признаки этих групп.
- Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
- Создать условия психологической комфортности каждого ученика.
- Воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи, поддержки.
1 слайд
ХОД УРОКА
2 слайд
I.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь отправляемся в удивительный мир природы. А начнем мы наш урок с повторения правил поведения.
3 слайд
Каждый день,
Всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
4 слайд- это Почемучка, он поможет провести мне урок.
Минутка календаря.
Сегодня 3 февраля. Среда .Облачно, небольшой снег. Температура воздуха -3
II.Повторение изученного материала.
5 слайд
- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (О растениях)
-Посмотрите на слайд и скажите на какие группы можно разделить растения по форме. размеру?
(Деревья, кустарники, травянистые растения)
6 слайд
-На какие группы делятся растения по строению листа?
(Лиственные и хвойные?)
7 слайд
-На какие группы делятся растения по месту обитания?
(Дикорастущие, культурные и комнатные)
8 слайд
-Что необходимо для жизни всех растений?
(Свет, тепло, почва, воздух, вода)
-Сегодня наши ребята подготовили доклады о комнатных растениях.
Доклады о комнатных растениях.
9 слайд Фиалки
-Посмотрите на фиалку. Цветки её нежные и хрупкие. Они бывают фиолетовые, белые, розовые, голубые. Наши фиалки растут в цветочных горшках. Они не переносят прямых солнечных лучей, сквозняков. Кроме комнатных фиалок есть ещё лесные и садовые. Дикая фиалка - прабабушка анютиных глазок
10 слайд
Герань.
-Название герань произошло от греческого языка, что означает журавль. Потому что плод герани напоминает клюв журавля. Родина этого цветка –Африка.. Герань –очень красивый цветок. Цветёт пышно .Похож на кустик. Цветки её пахучи. Запах герани отпугивает мелких насекомых. Герань любит солнечные места.
11 слайд
Амариллис.
-Родина цветка амариллиса – Южная Америка. Там он растёт на морском побережье и на склонах гор. А у нас он может расти только в цветочных горшках. Цветок нежный. От холодов и морозов может погибнуть. Цветы у него крупные, оранжевые или красные с жёлтой серединкой. На одной стрелке 4-5 цветков. Листья у амариллиса длинные. Тёмно зелёные. Цветок любит тепло и свет. Цветёт долго. Можно любоваться его цветком почти месяц.
-Спасибо ребята вы подготовили интересные сообщения. О комнатных растениях.
12 слайд
Физминутка-релаксация. (Под музыку)
Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Ноги – корни – крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок, слегка покачивается. Ветви – руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья – пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. У вас всё получится.
III.Актуализация знаний
13 слайд
-- Сегодня на уроке мы будем продолжать тренировать свой ум, думать вместе, выполнять интересные задания и отвечать на вопрос Почемучки.
(На доске – этапы урока.)
Слайд“Тренируй свой ум”.
Задание № 1. “Найди лишнее”.
А) Волк, берёза, лиса, енот;
Б) Комар, муха, ёжик, бабочка;
В) Ворона, дятел, окунь, голубь.
15 слайд
Задание № 2. Соедините животное и вид жилища. Установите соответствие.
пчела
белка
ласточка
щука
лиса
гнездо
улей
нора
река
дупло
16 слайд “Интересное задание”
.Загадки: 1.Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт. (жук)
2. Серовато, зубовато –
По полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
3.Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
4.Он как ёлка,
Весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, забавный….(ёж).
5 Зря кусаться, не хочу я -
Извещаю всех о том.
И когда ползу - трещу я,
Как трещоткою хвостом. (змея)
- Кто уже догадался о ком, мы сегодня будем говорить на уроке?( о животных)
17 слайд- Мир животных
-Мы продолжаем с вами исследовать живую природу. Каких животных вы знаете, где вы их видели?(ответы детей)
. На Земле обитает несколько миллионов видов животных и ученые постоянно открывают все новые виды. Каждое животное уникально, но есть общие черты, которые отличают существо, принадлежащее к царству животных от остальных представителей. Попробуем разделить всех животных на группы.
18 слайд- Насекомые
19 слайд- Рыбы
20 слайд – Птицы
21 слайд—Звери
IV.Работа по теме.
1. - Сколько групп животных у нас получилось? Назовите их.
22 слайд (Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери.)
23 слайд
Всех животных изучает наука – ЗООЛОГИЯ. А учёных, которые изучают животных зовут ЗООЛОГАМИ.
Вы тоже сейчас будете юными зоологами.
24 слайд И наш Почемучка предлагает вам подумать над вопросом вместе
Подумаем вместе.
. Вы будите в своих группах изучать животных. А потом вы должны сказать: Вопрос почемучки: Чем различаются группы животных?
2. Работа в группах.
3. Выступление групп.
25 слайд- Насекомые
У. Давайте определим общие для них признаки.
Д. Перечисляют признаки.
Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног.
У. Рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили?
Д. На нем полоски.
У. Это насечки. Название произошло от слова насечки. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые - самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле.
26-27 слайды Итог о насекомых.
- Какой главный признак этих животных?( НАСЕКОМЫЕ -
это животные, у которых шесть ног.)
28 слайд – Рыбы.
У. В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы.
У. Что для них родной дом?
Д. Вода.
У. Для чего рыбе чешуя?
Д. Для защиты от механических повреждений.
У. Какие отличительные признаки?
29-30 слайды -. Итог о рыбах.
Заслушиваются ответы детей.
Д. У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуёй.
31 слайд - Птицы.
У. По каким признакам можно определить, что это животное птица?
Д. Покрыта перьями и пухом (единственные обитатели на Земле).У птиц два крыла и две ноги.
У. Для чего перья?
Д. Для полета.
У. Еще перья предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения.
У. Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.
Д. Делятся своими знаниями.
У. Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Только несколько птиц не умеют летать. Это страусы и пингвины. Многие птицы нуждаются в охране.
У. Какую пользу приносят птицы?
У.А вы, что уже сделали для птиц?
32-33 слайд –итог о птицах. - Какой главный признак этих животных?
(ПТИЦЫ –это животные, тело которых покрыто перьями.)
34 слайд— Это звери.
У. Чем эти животные отличаются от других представителей животного мира?
Д. Их тело покрыто шерстью.
У. Этот вид животных может сохранять тепло и жить в самых холодных условиях. Только у них есть настоящий волос, который называется мехом или шерстью.
У. Какие части тела есть у зверей?
Д. Туловище, голова, шея, 4 лапы, хвост.
У. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных.
У. Кто знает, чем выкармливают матери этих животных своих детенышей?
Д. Молоком.
У. Только этот вид животных производит молоко. Значит, этот вид животных называется млекопитающие.
У. Подумайте, дикобраз и ежик, к какой группе животных относится?
Д. Ответы детей.
35-36 слайд итог о зверях.
-Назовите отличительный признак зверей? (ЗВЕРИ –это животные, тело которых покрыто шерстью).
Физ. минутка. Хомка.
V.Закрепление изученного.
1.- Вспомните. Где обитают все эти животные?
37 слайд –Вода, воздух, земля.
38 слайд Почемучка даёт вам новое задание для закрепления материала.
2.Работа в тетради (с. 20-21)
39 слайд Итог урока
У. –О ком говорили на уроке?
У. Сколько групп у нас получилось? Назовите их?
Д. Получилось 6 групп: насекомые, , рыбы, птицы, звери.
У. Почему же всех животных разделили на группы и по каким признакам?
Д. У животных разное количество ног и разные покровы.
Домашнее задание Дома нарисуйте бабочку по точкам и раскрась её. (тетрадь – с. 21)
40 слайд
- Большое спасибо вам за работу, вы очень старались, были активными. Молодцы!
Смайлики получат за хорошую работу….