Урок рефлексии.
Цель: деятельностная - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий, научить фиксировать собственные трудности, научиться различать объекты живой и неживой природы по характерным признакам живых существ;
содержательная – закрепление представлений о живой и неживой природе, определение связей между объектами живой и неживой природы.
Оборудование учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник., Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник., , памятка «правила работы в группе», листы самооценки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) коррекционная деятельность | - Посмотри, мой милый друг Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг… | - Природа |
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | - Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир природы. Но сначала проведем небольшую разминку - Я предлагаю вам задание в группах. В конверте лежат карточки, вам нужно найти лишний предмет и объяснить почему вы считаете его лишним. (работа в группах). - По каким признакам определили, что один предмет живой, а другой нет? - Какая тема нашего урока? | - Разложили карточки на 2 группы: живая и неживая. - Живая и неживая природа. |
3 Локализация индивидуальных затруднений | -С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека. В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода , полезные ископаемые – это неживая природа. Растения, человек, животные – живая природа. На уроке в первом классе мы с вами выделили признаки живых существ. Вспомните их. На доске появляется схема.( Живая природа: питается, растёт, дышит, приносит потомство, умирает.) Работа по учебнику с. 36. - На какие две группы можно разделить все, что изображено на рисунке? - Отметьте синими фишками предметы, которые относятся к неживой природе, а зелеными фишками - предметы живой природы. - Работа в парах. | - Объясняют свой выбор - Взаимопроверка в парах. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений | В первом классе мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано руками человека, не относится к природе. - На какие три группы можно разделить предметы, которые нас окружают? - Поиграем в игру «Живая и неживая природа». Я буду называть предмет, а вы будете поднимать карточку синюю, если предмет неживой природы, зеленую карточку, если предмет живой природы. | - Живые, неживые и предметы , сделанные руками человека. - Игра |
Физкультминутка | Показываю картинки: живая и неживая природа. -Живая природа - 5 прыжков - Неживаая – 5 приседаний | |
5. Обобщение затруднений во внешней речи | - Работа в группах - Каждая группа получает задание на карточках. На обсуждение и выполнение дается 5 минут. На карточках из перечня предлагается выбрать объекты живой и неживой природы привести свои примеры. -Связаны ли эти объекты между собой? - Что необходимо животным и растениям для жизни? Работа по учебнику с. 37-38. - Прочитайте примеры, как связаны неживая и живая природа. - Какой вывод можно сделать? | - Один человек от группы дает ответ, остальные проверяют - В природе все взаимосвязано. - Свет, тепло, вода - Обсуждение прочитанного. - Предметы живой и неживой природы влияют на жизнь друг друга |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельно заполняют кроссворд | - Проверка по эталону |
7. Включение в систему знаний и повторения | На доске картинки, изображающие объекты природы. - Классифицируйте объекты на две группы «живая» и «неживая» природа | - по желанию выходят к доске и распределяют объекты на группы. |
8. Рефлексия деятельности | - Какую учебную задачу решали? - Удалось решить? - Как работали? В знак дружной работы составим «Солнышко друзей». - Выберите нужный для себя цвет и наклейте на доску: если вам все удалось – розовый цвет; если были не очень внимательными – желтый цвет; если кто не старался – зеленый цвет. | - Дружно. - Самооценка деятельности на уроке |