kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме: " Кого можно назвать человеком?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;
  • создать первичное представление о биоло­гической (врожденной) и общественной или социальной (приобретенной) природе человека;
  • познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;
  • дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу между ними;

учиться выделять осо­бенности внутреннего духовного мира человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс»

Урок окружающего мира 4 класс «УМК-2100» по теме:

Кого можно назвать человеком?


Цели и задачи урока:

  • объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;

  • создать первичное представление о биоло­гической (врожденной) и общественной или социальной (приобретенной) природе человека;

  • познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;

  • дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу между ними;

  • учиться выделять осо­бенности внутреннего духовного мира человека.

Оборудование:. мультимедийный проектор, учебники окружающего мира 2 часть «Человек и человечество», рабочие тетради к учебнику, фрагмент мультфильма «Маугли» Р.Киплинга, видеоматериал «Дети-Маугли»

Ход урока

I. Организационный момент

Урок по предмету «Окружающий мир» сегодня мы начнём с известной вам игры

«Кто я?». Кто желает быть загаданным объектом? (Для игры использовать 3-4 картинки. Например: рыба, помидор, птица, человек).

Правила игры: 
1. Ученик встаёт спиной к классу, зажимом к его спине прикрепляется картинка, которую видят дети в классе, но не видит «водящий». 
2. Ребёнок задаёт классу вопросы, начинающиеся со слов: могу ли я..., есть ли у меня..., пытаясь выяс­нить все существенные признаки предмета и отгадать загаданную картинку. Дети в классе могут отвечать только «ДА» или «НЕТ».
 
После нескольких вопросов учитель спрашивает «водящего»:
 
Ты уже догадался, кто ты? Нет? Тогда ещё задай вопросы, которые помогут тебе определиться.
 (Игра продолжается до тех пор, пока «водящий» не отгадает картинку). 
Кто ещё желает быть «Водящим»? (Последняя картинка - человек.)

II. Формулировка темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, постараемся найти ответ на вопрос: кого можно назвать человеком?(Открывается тема урока, записанная на доске.)

III. Актуализации знаний

Откройте учебники на стр.8 и найдите вопросы, которые помогут вспом­нить всё, что нам известно о человеке. 
Первый вопрос прочитает … . (
Что такое эволюция?) 
Кто постарается ответить? (
ответы детей). 
Этот термин очень сложный. Нам напомнит его... Прочитай. (Карточка)
 (Эволюция - постепенное развитие и изменение живых организмов от более простых ранних форм до их более сложных современных. Эволюция протекала миллионы лет и продолжается до сих пор.)

Учитель обращается к «Ленте времени», которая размещена на классной доске. 
Эта «Лента времени» наглядно показывает нам процесс эволюции. Посмотрите какой он длительный. Возраст нашей планеты около 5млрд. лет. 3500 миллионов лет назад возникла жизнь на Земле. Пер­выми из живых организмов появились простые одноклеточные расте­ния. Прошли миллионы лет. Большинство животных, которых мы ви­дим сегодня, отличаются от своих предков, живших миллионы лет на­зад. Виды изменяются в течении многих поколений.
 
Человек сейчас тоже не такой, как его древнейший предок, появивший­ся по последним научным данным 7 млн. лет назад. Он и сейчас про­должает развиваться, совершенствоваться -
 ЭВОЛЮЦИОНИРОВАТЬ.

Чем же люди отличаются от животных? 
Давайте вспомним, что мы уже знаем о человеке.
 (На доске переворачива­ется карточка «Мы уже знаем». Дети, вспоминая пройденный материал, пе­речисляют основные отличительные черты человека):

  • человек - часть живой природы, млекопитающее;

  • ходит на двух ногах (прямохождение) освободились руки , уме­ние производить орудия труда;

  • наличие развитого мозга , умение мыслить, говорить, планиро­вать действия;

  • живёт в обществе других людей.

IV. Постановка проблемы

Найдите на странице учебника проблемный диалог.(Чтение диалога) 
Я предлагаю вам сейчас отправиться в дикий лес и встретиться с Маугли. (Просмотр видеоролика из мультфильма «Маугли»). 
Мультфильм про Маугли - это красивая сказка. К сожалению, имя Маугли стало сегодня нарицательным. Диких детей, которых находят в разных уголках нашей планеты, теперь называют «маугли». 
«Исследователями собран огром­ный фактический материал о так на­зываемых
 «диких детях». В различных странах найдено уже несколько десят­ков мальчиков и девочек, выросших среди животных. Среди них встреча­ются и «дети-обезьянки», и «дети-волки», и «дети-леопарды». 
Самый первый «мальчик-волк», обнаруженный в 1344 г. в Гессене (Гер­мания), жил в лесу. Почти до четырех лет он обитал в норе, питался сырой пищей и находился под защитой вол-ков. «Мальчик-волк» настолько привык передвигаться «на своих четырех», что к его ногам привязали доски, чтобы за­ставить его стоять и ходить как люди. А десятилетняя девочка, найденная в 1731 г. во Франции, так хорошо адап­тировалась к жизни в лесу, что у неё удлинились большие пальцы рук, поз­волявшие легко «перелетать» с одного дерева на другое».
 
В чём же сходство и различие маугли и человека?
 
Найдите в учебнике проблемный вопрос сегодняшнего урока. Прочитает его...
 («Можно ли человека выросшего в среде животных, назвать полноценным человеком?»)

V. Версии детей. Поиск решения проблемы

Постарайтесь ответить на этот вопрос. (Выслушиваются высказывания детей. Возможные ответы: не сможет работать, не научится разговаривать, будет бо­ятся людей, не сможет жить в обществе.) 
Есть ли другие мнения? 
Так кого же можно назвать человеком?
 (Учитель снова обращается к теме урока). 
Достаточно ли уже имеющихся у вас знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Нет). 
Открывается карточка «Мы пока не знаем». 
Вы правильно сказали, что человек - часть живой природы. Но ведь уже с рождения человек не похож на животное.
 
Давайте поиграем. Покажите, какими признаками человек уже с рождения отличается от животных: У человека есть руки? Покажите. У человека есть лапы? А у кого есть? У человека есть хвост, лицо, ноги, морда, шерсть, рога, копыта?
 
Все ли эти признаки человека можно объединить в одну группу.
 
Найдите на стр. 9 учебника большой последний абзац, начинающийся со слов «Мой юный друг!..»
 
Прочитает статью ...
 
Человека, как и все живые существа, природа наделила отличительными при­знаками. Кто запомнил, как называются эти признаки?
 (Врождённые признаки человека.) 
Так что же такое врождённые признаки человека?
 (То, что отличает человека от животных с рождения. То, то дано ему природой.) 
«Что человеку дано природой?». (После ответа детей на доску в колонку «Мы по­ка не знаем» вывешивается карточка «врождённые признаки человека».) 
Как вы думаете, у человека, выросшего в среде животных есть врождённые признаки человека? (Да). 
Достаточно ли этих признаков, чтобы быть полноценным человеком и жить среди людей? (Нет).

На карточках записаны словосочетания, которые обозначают признаки челове­ка. Среди них найдите качества, которые относятся только к приобретённым признакам. Начинаем поиск. (На доске карточки со словосочетаниями: чтение книги, беседа с мамой, две руки, высокий рост, игра на скрипке, умение пользоваться компьютером. Дети выбирают нужные карточки и вывешивают под соответствующими признаками). 
Как вы думаете, приобретенные признаки человека у всех людей одинаковые? 
Нам нравятся одинаковые книги, му­зыка, одежда и т.д.?
(Нет.) Почему? 
Найдите в тексте на с.10 как называется круг наших интересов и увлечений.
 (Ориентируясь на выделенные слова, дети говорят: «внутренний духовный мир»). 
У человека, выросшего в среде животных, может быть внутренний духовный мир? (Нет.)

VI. Выражение решения проблемы

Возвращаясь к теме сегодняшнего урока «Кого можно назвать человеком?». Найдите вывод в конце статьи. Прочитает … . 
Кто хочет повторить?
 
Знания, полученные на уроке, примените в следующих ситуациях.
 (На доске высвечиваются картинки со стр.10 учебника). 
Посмотрите на рисунки на стр. 10. Что общего на всех трех рисунках? (На всех мамы (женщина, кошка, птица) занимаются со своими детьми.) 
Чему будет учить своих детей кошка и птица?(Перечисляют разные варианты поведения животных.)

Учитель вместе с учениками подводит итог - кошка и птица будут учить то­му, что необходимо в природе для выживания кошкам и птицам. 
Чему будет учить своих детей человеческая мама?
(Перечисляют те умения, которыми овладевают люди: разговаривать, потом -читать, писать, быть вежливым и т.д.)

Учитель вместе с учениками подводит итог: человека будут учить тому, что необходимо для жизни не просто в природе, но и в обществе. 
Почему кошка (собака, волк, обезьяна) не смогут научить человека челове­ческим качествам?
 (Потому, что они сами ими не владеют. Они живут в природе, а не в обществе людей). 
Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития чело­века, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных и не общались с существами себе подобными, не могут стать полно­ценными членами общества и более того - они очень рано умирают.

VII. Итог урока

Наш урок подошёл к концу. Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Что вас удивило на уроке?

Что приобрели, чувствовали, думали?

Что открыли нового для себя?





Просмотр содержимого презентации
«кого можно назвать человеком»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 «А» КЛАСС Тема урока:  «Кого можно назвать  человеком?»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 «А» КЛАСС

Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»

В чём сходство и различие маугли и человека?

В чём сходство и различие маугли и человека?

Что мы не знаем? Что мы знаем о человеке? 1. Человек – часть природы, млекопитающее. 2. Человек умеет говорить, мыслить. 3. Человек живет в обществе других людей. Как у человека появляются признаки, отличающие его от животных? Врожденные признаки Приобретенные признаки Внутренний духовный мир

Что мы не знаем?

Что мы знаем о человеке?

  • 1. Человек – часть природы, млекопитающее.
  • 2. Человек умеет говорить, мыслить.
  • 3. Человек живет в обществе других людей.
  • Как у человека появляются признаки, отличающие его от животных?

Врожденные признаки

Приобретенные признаки

Внутренний духовный мир

Врожденные признаки человека            Особенности строения человеческого организма ( ноги приспособлены для ходьбы, руки – для работы, мозг – для обдумывания и принятия решений). Индивидуальные черты внешности . Врождённые признаки человека – это то, что отличает человека от животного с рождения, то, что дано ему природой

Врожденные признаки человека

Особенности строения человеческого организма ( ноги приспособлены для ходьбы, руки – для работы, мозг – для обдумывания и принятия решений).

Индивидуальные черты внешности .

Врождённые признаки человека – это то, что отличает человека от животного с рождения, то, что дано ему природой

Приобретённые признаки человека         Признаки человека, сформированные благодаря жизни в обществе

Приобретённые признаки человека

Признаки человека, сформированные благодаря жизни в обществе

Почему человек, который вырос среди животных, не может стать полноценным человеком?  ТЕКСТ

Почему человек, который вырос среди животных,

не может стать полноценным человеком?

ТЕКСТ

Вывод Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных и не общались с существами себе подобными, не могут стать полноценными членами общества.

Вывод

Научить человека говорить, читать и писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга. Именно поэтому дети, которые долгое время находились среди животных и не общались с существами себе подобными, не могут стать полноценными членами общества.

Итог урока: Что вас удивило на уроке? Что приобрели, чувствовали, думали? Что открыли нового для себя? Что больше удалось? Зачем нам был нужен этот урок?

Итог урока:

Что вас удивило на уроке?

Что приобрели, чувствовали, думали?

Что открыли нового для себя?

Что больше удалось?

Зачем нам был нужен этот урок?

Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Оцените свою работу на уроке:

Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.

Красный – я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок окружающего мира по теме: " Кого можно назвать человеком?"

Автор: Бардина Людмила Михайловна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "кого можно назвать человеком? "
    ["seo_title"] => string(32) "kogho-mozhno-nazvat-chieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "198257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428387808"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок окружающего мира Тема: Кто такие птицы? "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "145373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418905962"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Какие бывают животные» урок окружающего мира в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(58) "kakiiebyvaiutzhivotnyieurokokruzhaiushchieghomirav1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460148474"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок окружающего мира "Времена года". "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "236309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444033271"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация  к уроку окружающего мира "Когда появилась одежда?" 1 класс (УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-koghda-poiavilas-odiezhda-1-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "166806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422989063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства