Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование представления о человеке (врожденные и приобретенные признаки)
Задачи урока:
1.Формировать умение работать с текстом как с источником получения новых знаний.
2.Развивать способность анализировать, сравнивать, делать выводы на основе изученной информации, оценивать свою деятельность.
3.Развивать коммуникационные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в паре.
Основные понятия: врожденные и приобретенные признаки, внутренний духовный мир
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, II часть (автор Вахрушев А.А.), карточки с таблицей (врожденные, приобретенные признаки), лист самооценки ученика, презентация, компьютер, проектор, экран.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1.Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности
- Орешек знаний тверд,
Но все ж, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Личностные: мобилизация внимания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии
- Поднимите руки те, кто читал произведение или смотрел м\ф Киплинга «Маугли»?
- О чем он?
- Кто верит, что такое может быть на самом деле? Поднимите руки.
- Кто не верит, объясните, почему? (2-3 человека)
- Давайте обратимся к науке и жизни. (Зачитываются научные данные)
- «Самый первый «мальчик-волк», обнаруженный в 1344 г. в Гессене (Германия), жил в лесу. Почти до четырех лет он обитал в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков. «Мальчик-волк» настолько привык передвигаться «на своих четырех», что к его ногам привязали доски, чтобы заставить его стоять и ходить как люди.
А десятилетняя девочка, найденная в 1731 г. во Франции, так хорошо адаптировалась к жизни в лесу, что у неё удлинились большие пальцы рук, позволявшие легко «перелетать» с одного дерева на другое».
- Подумайте и скажите, можно ли назвать человеком «мальчика-волка» и девочку и почему? (Визуализация гипотез детей – несколько человек)
- Так какой возникает вопрос? (Кого можно назвать человеком?)
- Тогда какой будет цель нашего урока? (Высказывания детей)
Слайд 1.
- Как будем добиваться этой цели? (Решать задачи)
- Какие задачи поставим перед собой? (Высказывания детей)
Слайд 2.
- Какая гипотеза нашего урока? (Высказывания детей)
Слайд 3.
- Приступаем. Вспомните, что мы знаем о человеке? Чем он отличается от животных? (Дети 2-3, устно)
Слайд 4.
- Посмотрите. Проверьте. Дополните …
- Назовите врожденные и приобретенные признаки человека. Знаете? Ваши версии. (Дети называют)
- А откуда можно узнать? (Ответы)
- Физминутка.
- Давайте узнаем из научного источника информации.
Познавательные: развиваем умение выявлять сущность из информации; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: развиваем умение высказывать свое предположение; прогнозировать предстоящую работу.
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Предлагаю работу в парах по вариантам.
- У вас на столах карточки с таблицей у каждого. Посмотрите. Работа с учебником.
1в. – врожденные признаки. С.9 последний абзац, с.10 наверху.
2в. – приобретенные признаки. С.10 последний абзац.
Слайд 5. Алгоритм работы в парах.
- Проверка по эталону.
- Возьмите карандаш. Сверьте по образцу. Если что-то не написали, допишите.
Слайд 6.
- Закройте учебники.
- Давайте соединим то, что знали и то, что узнали. Попробуем сделать вывод – «Кого можно назвать человеком?» (Ответы детей)
- Сравните с выводом учебника.
Слайд 7.
Коммуникативные:
развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание;
умение работать в паре.
Познавательные: развиваем умение на основе анализа прочитанного делать выводы; ориентироваться в учебнике.
4.Включение в систему знаний
- Задание (упражнение).
- Очень часто можно услышать:
«Вот это человек! Человечище! Человек с большой буквы!
или
И это человек, человечишко?!»
- Скажите, как вы понимаете? Что услышали, почувствовали? (Ответы детей)
Слайд 8.
- О каком человеке можно сказать, что у него богатый внутренний мир? (Ответы детей)
- Внутренний мир относится к врожденным или приобретенным признакам? (Ответы детей)
Личностные:
развиваем умение высказывать свое отношение к поступкам; выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
5.Итог урока. Рефлексия
- Подведем итог нашего урока.
- Какова была цель урока?
- Какие ставили задачи? Справились?
- Подтвердилась ли наша гипотеза?
- Ответили на вопрос: «Кого можно назвать человеком?»
- Так кого же можно назвать человеком?
Слайд 9.
- Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу на уроке.
Слайд 10.
Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6.Домашнее задание
Чтение текста темы 1; придумать свою историю (кто желает получить дополнительную оценку).
Приложение
Карточка с таблицей
1в. Врожденные признаки
2в. Приобретенные признаки
Лист самооценки
Критерии оценивания
Самооценка обучающегося
1.Умение принимать учебную цель
Какую цель урока мы сегодня достигли?
2.Умение находить информацию в тексте
Врожденные признаки Приобретенные признаки
3.Умение работать в паре
Выполнение задания в паре, следуя алгоритму
4.Умение контролировать свои действия
Все ли у меня получилось?