Цель: создание условий для ознакомления учащихся с разными видами одежды.
Задачи урока: познакомить детей с историей одежды; с разнообразием современной одежды; национальными особенностями одежды алтайского народа. Развивать творческие способности, речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывать эстетический вкус, учить внимательно относится к своей одежде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с разными видами одежды.
Задачи урока: познакомить детей с историей одежды; с разнообразием современной одежды; национальными особенностями одежды алтайского народа. Развивать творческие способности, речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывать эстетический вкус, учить внимательно относится к своей одежде.
Планируемые результаты:
Предметные: умение прослеживать историю появления одежды и развития моды;
подбирать подходящую одежду для конкретного случая;
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения работать с новой информацией по теме; структурировать знания, выбирать необходимое..
Регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, в совместной деятельности приходить к общему решению.
Личностные:умение внимательно относиться к своей одежде; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник для 1 класса «Окружающий мир» А. А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе, тесты; цветные карандаши; презентация.
Структура урока.
I.Организационный момент.
Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Что ж начнём урок, друзья.
II. Актуализация знаний.
Цель: закрепление пройденного материала
На уроках не скучаем, Пишем, думаем, считаем, Очередь пришла решать. Ответы будем выбирать.
1)тест
- А теперь каждый из вас выполнит задания теста по ранее изученным темам.
1.Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
А – прилетающие
Б – улетающие
В – перелётные
2.Какая из этих птиц зимует в наших краях?
А – синица
Б – ласточка
В – журавль
3.В каком районе Земли круглый год жарко?
А – Северный-Ледовитый океан
Б – саванны
В – Антарктида
4.Чем питаются белые медведи?
А – пингвинами
Б – рыбой
В – растениями
5.Какие из этих животных живут в жарких странах?
А – слоны
Б – медведи
В – альбатросы
2)взаимопроверка в парах (учитель открывает на доске правильные ответы, дети исправляют ошибки карандашом) Слайд
- У кого нет ни одной ошибки?
Раскрасьте тот смайлик, который радуется вместе с вами.
- У кого одна или две ошибки?
Раскрасьте смайлик, который вот-вот готов улыбнуться.
- У кого три ошибки или более?
Раскрасьте смайлик, который немного огорчен, но обязательно улыбнётся, как только вы исправитесь.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и цели урока.
Цель: формулирование темы урока и постановка цели урока учащимися.
Сегодня снова к нам на урок пришёл Муравьишка Вопросик и как всегда принёс конверт с загадками.
(Хорошо читающие дети достают загадки и читают их вслух, дети отгадывают,
1. Дождик льётся не на шутку,
Надевают дети … (куртку) Слайд
2.Если мёрзнут даже зубы,
Значит, надевайте … (шубы) Слайд
3.Мы зимою по привычке
Надеваем … (рукавички) Слайд
- Ребята, назовите эти предметы одним словом.(одежда) Слайд
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Правильно. Сегодня мы будем говорить про одежду, узнаем, когда появилась одежда. Это тема нашего урока.
Что вы знаете про одежду? (Ответы детей).
-А что такое одежда? Где мы можем посмотреть определение слова «одежда» ( в толковом словаре В.Ожегова)
Одежда – совокупность изделий, которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
- Молодцы. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и заполнить таблицу «Знаю, не знаю, хочу узнать». Читайте вопросы и отмечайте в колонках.
№
«Знаю» «+»
«Не знаю» «-«
«Хочу узнать» «0»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1 Одежда появилась очень давно, ещё в глубокой древности.
2 В странах с тёплым климатом открытая одежда.
3 В странах с холодным климатом одежда очень тёплая.
4 По одежде можно определить в какое время жил человек.
5 По одежде можно определить место проживания человека.
6 По одежде можно узнать профессию человека.
7 Для каждого случая нужна своя одежда.
8 За одеждой должен быть особый уход.
- Прочитайте, ребята, что вы не знаете или вам интересно узнать. (Ребята зачитывают предложения).
- Значит, это будет цель нашего урока.
IV. Работа над новым материалом.
Цель: Обобщение знаний детей об истории одежды.
а)беседа
- Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
- Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду? ( на них изображена одежда из прошлого)
Чтоб в морозы не замерзнуть, Чтоб спастись от холодов, Человек в любую шкуру Завернуться был готов. Шкуру чистил он сначала, Закреплял, чтоб не упала, И ходил и в дождь, и в снег В этой шкуре человек. -Давайте предположим, а с чего все началось слайд
- Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана?
- Почему люди делали одежду из шкур? ( потому что ещё не было ткани)
- Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад и с тех пор мех и кожу используют в одежде. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали
- Да, ткань появилась в более позднее время. Со временем человек научился прясть и ткать и стал изготавливать ткани специально для одежды.
Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции) Слайд
- Эту одежду(тунику) делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом.
б)Работа по учебнику с. 20
- Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена? (пышные платья с широкими юбками)
- Одеваются ли современные мужчины так, как одеты мужчины на рисунках?
(Мужчины тоже одевались не так, как сейчас.)
Менялись времена, менялась одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки ….. Нарядная одежда во все времена подчеркивала достоинства человека, его красоту.
V.Физкультминутка.
Цель: снятие эмоционального напряжения
VI. Продолжение работы по теме урока
1)определение назначения одежды
а) беседа
- Посмотрите, а во что одет Муравьишка?
(в доспехи рыцаря)
- Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? (русский богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, в руках щит и меч)
- Из чего делали такую одежду? (из металла)
- Почему? (она защищала)
- А какая одежда на Мудрой Черепахе?
(современная, спасающая от дождя)
- Всегда ли мы одеваемся одинаково?
- Какая одежда нужна нам для разных случаев?
Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда.
-Сравните одежду людей, изображённых на рисунках с.21. назовите предметы одежды каждого вида.
национальная одежда
-Есть ещё один вид одежды это- национальная одежда. (русская и алтайская)
У каждого народа есть своя национальная одежда. По одежде мы можем определить, где этот человек живет.
Например, у русских основной женской одеждой была рубаха украшенная вышивкой или обшитая цветной материей по краям. Сверх рубашки надевали сарафан, также украшенный. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны были появляться без головного убора. слайд
Алтайские костюмы
«одежда алтайцев приспособлена к местности, и ни одна её составная часть не мокнет сильно». Гардероб южных алтайцев состоял из шубы, замшевых штанов, сапог из маральих кож, шерстью наружу, и шапки. Для пущей привлекательности за поясом обязательно присутствовал нож, огниво, трубка с кисетом за голенищем сапог. Шубу южные алтайцы носили не только зимой, но и летом, хотя иногда на смену ей приходил подобный по покрою суконный или матёрчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Головным убором служила мягкая цилиндрическая или округлая шапка из цветной ткани, подбитая мехом чёрного барашка.
Между прочим, примерно так же одевались и женщины, накидывая поверх шубы длиннополую распашную безрукавку (чегедек), обычно отороченную яркой тканью..
Костюм алтайцев видоизменялся с течением времени. В конце XIX — начале XX вв. мужское население облачалось летом в суконный халат (чекпен), войлочную шапку, наподобие шляпы с загнутыми краями, кожаные сапоги с войлочным чулком. Штаны шили из замши, а рубашку (чамчу) — из сукна. В зимний период войлочная шляпа уступает место меховой, сделанной из лапок зверей. Бараньи шкуры использовались для пошива тулупов, а шкуры убитых зверей шли на изготовление ичигов (национальной обуви).
На костюм алтайских горцев оказало большое влияние взаимодействие с русскими. Неширокие длинные штаны перестали заправлять в сапоги. Эстетическая традиция, предписывающая мужчинам и женщинам носить головные уборы, сохранились только на национальных праздниках. На смену им пришли русские головные уборы. Однако до сих пор модной и красивой считается шапка южных алтайцев алтай борук, которую носят и в праздники, и в будни.
Из украшении были распространены простые круглые кольца (медные, серебряные, золотые), которыми унизывали пальцы, а также серьги (из медной или серебряной проволоки), подвески из блях и пуговиц. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек каури, ключей, деревянных палочек и т. д. Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос. Национальной мужской прической у южных алтайцев была косичка (кедеге), заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т. д. У северных алтайцев мужчины носили длинные волосы, подстриженные в кружок.
В настоящее время традиционные костюмы надеваются в дни национальных праздников, театральных представлений и для проведения обрядовых церемоний. слайд
- Что общего во всех народных одеждах? (Их украшают).
б)работа в тетради (в парах)
С.15 №1
- Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание
- В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке?
- Почему вы так решили?
Какой сделаем вывод? (по одежде можно определить место проживания).
С.16 №2
-Определите, кто хозяин каждого костюма?(врач, водолаз, клоун)
-Делаем вывод: (по одежде можно узнать профессию человека).
-Подумайте, почему одежду надо беречь? (она дорого стоит, на аккуратного человека приятнее смотреть).
-Как нужно ухаживать за своей одеждой? (стирать, гладить, пришивать пуговицы, чистить брюки и т. д.)
-А как вы ухаживаете за своей одеждой?
Делаем вывод: (за одеждой должен быть особый уход)
VII.Творческая работа. (работа в группах)
Цель:раскрытие взаимосвязи между названиями одежды и их особенностями.
-Кто одевает всех людей? (Модельер).
Представьте, что вы модельеры и вам необходимо выпустить новую коллекцию одежды.
1. Спортивная.
2. Домашняя.
3. Деловая.
4. Вечерняя.
5. Школьная.
6. Маскарадная.
7. Летняя.
8. Рабочая
Выставка работ.(представление проектов одежды)
VIII.Рефлексия
Цель:Формирование у учащихся самооценки, самоконтроля.
- Мы сегодня говорили про одежду. Закончите предложение:
Я узнал(а), что…
- Что вам было интересно на уроке? - Какое задание было для вас трудным? - Кто на уроке работал лучше всех?
На столе у каждого есть веселая и грустная рожица. Если ребята, вам урок понравился, то вы берете веселую рожицу, а если нет грустную. Каждый прикрепляет свою рожицу к доске
слайд
IX.Подведение итогов урока.
Цель: обобщение и систематизацияизученного на уроке.
- Сегодня на уроке мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее время.
- Так когда же появилась одежда?
(история одежды начинается с того момента, когда появился разумный человек.)
- Расскажите своим родителям, какая бывает одежда. И как правильно одеваться.