Урок окружающего мира по теме "что мы чнаем о птицах" позволяет расширить и систематизировать знания по теме "птицы";дать понятие о пяти экологических группах птиц (перелетные, зимующие или оседлые, кочующие, пролетные и залетные);развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы;развивать мышление;содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к птицам;воспитывает умения работать в группе, выслушивать чужое мнение.Учащиеся работают в парах,отгадывают загадки,играют.А в конце урока за выполненную работу каждый ученик получает картинку-раскраску.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. "Что мы знаем о птицах". »
Урок окружающего мира в 1 «В» классе.
Цели:
расширить и систематизировать знания по теме "птицы";
дать понятие о пяти экологических группах птиц (перелетные, зимующие или оседлые, кочующие, пролетные и залетные); формировать знания о птицах .
развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
развивать мышление;
содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к птицам;
воспитание умения работать в группе, выслушивать чужое мнение.
Планируемые результаты(УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; предметные – знакомится с многообразием птиц; знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.
Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ.
Учитель: Осипова К.Н.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию.
Оборудование:
учебник, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организация класса
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Работа в парах. Повторение пройденного. Природа – объекты природы – группы.
В большой комнате - избушка, а в избушке - щебетушка. (птица)
3. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну птиц и ответим на вопросы:
Какие бывают птицы
Почему птицы улетают на юг?
Какой птице поставлен памятник?
Почему птицы нуждаются в охране ?
III. Стадия осмысления
1. - Что общего, чем отличаются?
Птицы
Звери
Общее: живые организмы.
Различия: тело птиц покрыто перьями, откладывают яйца, летают ( большинство);
Звери: тело покрыто шерстью, рождают детенышей живыми, млекопитающие.
2. Работа по учебнику стр. 72
Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
Как называются такие птицы? ( перелетные)
Почему птицы покидают родные края? Послушайте сообщение и ответьте на этот вопрос.
Продолжение урока.
- Ребята, на какие две группы вы бы разделили птиц? Зимующие и перелётные.
- А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют оседлыми? Запомните это.
- Как вы считаете, а для чего птицы нужны нам в природе? ( Они создают красоту природы и являются санитарами лесов и садов).
С наступлением осени и зимы солнце всходит все позже, над землей поднимается низко, заходит рано, поэтому земля получает мало света и тепла, В это время прекращается образование в листьях сока, а также нектара в цветах, что является основной пищей для насекомых. Кроме этого, насекомые теплолюбивые создания, они прячутся на зиму. Такие птицы как соловьи, ласточки скворцы, грачи, кукушки питаются насекомыми, они остаются без пищи и до холодов улетают в теплые страны к теплу и пище.
Водоплавающие птицы (журавли, утки, гуси, лебеди) с наступлением холодов и замерзанием водоемов тоже остаются без пищи, ведь они едят водоросли, насекомых в воде, рыбок, лягушат, все это окажется зимой подо льдом. И эти птицы улетают в теплые страны к теплу и пище.
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
Дополнительный материал.
Загадки о перелётных птицах.
1.Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-розовый (скворец)
2.Угадайте что за птичка-
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста? (ласточка)
3.Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это…(соловей)
4. Работа по учебнику стр.72
Каких птиц мы не назвали? Как называются такие птицы вы узнаете, поработав в группах.
5. Физминутка
6. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете тех птиц, которые остаются у нас зимовать. Предлагаю отгадать загадки.
1) Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
Учитель: Воробей очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.
Само название «воробей» говорит об этом: «Вора бей» - кричали на них крестьяне, видя, что они уничтожают урожай.
2) Спинка зеленоватая,
Животик желтоватый,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Дополнения учителя: Этих птичек так назвали за их песенку: «сии – сии». Синицы за весну высиживают птенцов 2 раза по 10-12 яиц.
Дополнения учителя: Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. К нам прилетают они зимовать с севера.
4) В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись … (дятел).
Дополнение: Когда дятел долбит дерево, он упирается в него хвостом. Все семена из шишки он выбирает за 5 минут. Дятла ещё называют « лесным доктором» в красной шапочке.
Обобщение.
- Дети, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод.
В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом – клёст. Клестов называют "северными попугайчиками” за то, что они подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку и придерживая шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.
7. Кроме перелетных птиц существует еще 4 экологические группы птиц.
Многие птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие пищей растительной, но есть и такие, которые едят все: насекомых, ягоды, семена, гусениц, они всеядны. они выживают за счет того, что с исчезновением одной пищи переключаются на другую. это воробьи, голуби, куропатки, синицы. это зимующие птицы.
- Такие птицы, как филин, дятел и поползень, воробей и сорока живут круглый год в лесах, городах, селах - это оседлые птицы.
8. Отгадать загадку: Бела, как снег, черна, как жук, вертится, как бес, и повертка в лес (сорока)
Откройте учебники и прочитайте стихотворение (стр. 73)
О каких повадках сорок в нем сказано?
Какие звуки издают сороки?
(Прослушивание записи голоса сороки)
Можно ли сказать, что сорока трещит? Когда о людях говорят " трещит, как сорока?"
Сорока - хорошо известная птица. Она ведет оседлый образ жизни, в зимнее время совершает небольшие кочевки. Из самых северных районов сороки перемещаются к югу. Сорока - всеядная птица. Питается насекомыми, в том числе такими вредными, как гусеницы бабочек, колорадские жуки. Поедает птичьи яйца, птенцов. Из растительной пищи предпочитает семена подсолнечника, тыквы, дыни. В последнее время сороки стали настоящими городскими жителями.
9. Игра " Кто лишний?"
Ласточка, воробей, соловей, кукушка, скворец. (Лишний воробей, потому что это оседлая птица, а остальные перелетные)
10. Чтение текста на стр. 74
Почему воробью понравилось в метро? Воробей это домашняя или дикая птица?
Интересно, что этой простой птичке поставлен памятник в Америке в г.Бостоне. А случилось это так. В прошлом столетии птицы расселялись с помощью человека. Из Англии в Америку привезли 8 пар этих птиц. Они быстро освоились на новом месте. Однажды вблизи Бостона появилась огромная масса гусениц. Они стали уничтожать поля, сады, посевы, овощи. Людям грозил голод. К счастью, воробьи полетели на поля и вмиг справились с гусеницами. В честь такого важного события жители г.Бостона построили памятник с надписью "Победителю гусениц".
Загадка:
Морозов не боится, живет среди людей
Зимующая птица, бесстрашный (воробей)
11. Работа по учебнику стр. 75
Рассмотреть рисунки, назвать птиц. К какой группе можно отнести фламинго, лебедя?
12. Чтение текста в учебнике стр. 76 " Кто обедал в птичьей столовой?"
Какие птицы обедали в птичьей столовой? Как их описывает автор? Что положили в кормушку?
Е.Благинина "Морозы"
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку, в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
- А что нужно сделать, чтобы птицы легко смогли пережить холод?
( Подкармливать)
Демонстрация кормушек на картинке и уже изготовленных.
Кормушки нужно развешивать в спокойных местах и доступных для того,
чтобы своевременно подсыпать корм.
-Ребята, а чем можно кормить птиц?
1. Семена подсолнечника едят все птички, но не жаренные.
2.Семена тыквы, арбуза едят все.
3Овёс, пшено едят воробьи и синицы.
4.Ягоды рябины - любимая пища снегирей и свиристелей.
5.Сало – хорошая подкормка для птиц в мороз, его подвешивают на
ниточку.
Обобщение: Чем можно накормить птиц?
IV. Стадия рефлексии. Составление синквейна.
Кто? Птицы.
Какие? Насекомоядные, всеядные.
Что делают? Летают, клюют, откладывают (яйца)
Птицы нуждаются в охране.
Итог
- Что отличает птиц от других животных?
- На какие две группы мы разделили птиц?
- Где зимуют птицы?
- Почему некоторые улетают в тёплые края?
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- Послушайте стихотворение:
Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладони.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла…
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем!
- А что значит «прикоснуться сердцем»?
- Да, ребята, природу, всё живое вокруг нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно.