Обучение грамоте. Чтение
Тема: Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Цель: Создать условия для знакомства с новыми звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Тип урока: урок закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд.
Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные: Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Виды деятельности: Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: ноутбук, карточки, картинки, учебник.
Ход урока:
Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается … (урок)
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее.
Мобилизующий этап. Дыхательная гимнастика (Презентация №1)
- Сегодня наш урок будет немного необычным.
Работа над пройденным материалом. Игра «Доскажи словечко»
- Наша речь состоит из …(предложений)
- Звуки бывают … (гласные и согласные)
- Буквы е, ё, ю, я могут обозначать … (2 звука)
- Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые)
- Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие)
- Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, начала предложений всегда пишутся с …(заглавной буквы)
Проблемная ситуация (См. картинку)
Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока обучающимися
- Наш гость – фокусник – не случайно пришёл именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам.
- Посмотрите, какие картинки нам принёс фокусник.
(Выставляю предметные картинки)
- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Знакомство со звуками
1. Работа по группам (исследование звуков)
1 группа – Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (финики, фрукты, фасоль, фрак).
2 группа – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику (филин, фен, фокус, фамилия).
2. Работа с учебником
- Пока они работают, мы почитаем слоги и слова в столбиках на с.71 нашей Азбуки.
3.- Поделитесь своими открытиями
Сначала называют слова со звуком [ф], а потом дают характеристику.
- Звук [ф] – согласный, глухой, твёрдый.
Аналогично со звуком [ф’].
- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - твёрдый, [ф’] - мягкий
- Наш фокусник что-то заскучал. Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце. (фрукты, финики и т.д.)
Физкультминутка «Панда»
Знакомство с буквой Фф
1. Упражнения на узнавание буквы.
- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться? (С буквой «эф»)
2. Работа в парах.
- Каждая пара получает карточку. На них написано несколько букв.
- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите её.
- Кто знает, как она называется? («эф»)
- Давайте на алфавите найдём эту букву.
(Ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах).
- Назовите её соседей.
(Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф)
- На что она похожа? (Рассматривание моих иллюстраций)
- Для чего нужна заглавная буква «ЭФ»?
- Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).
3. Определение места буквы «ЭФ» в ленте букв.
- Кто догадался, где мы поселим новую букву в ленте букв? В каком домике, на каком этаже?
- Давайте проверим себя. Откроем с.73
4. Просмотр М/Ф про букву (Презентация №2)
- При просмотре м/ф запоминайте слова с изученной буквой «эф». (филин, фары, филинёнок, флажок, фонари, фазаны)
5. Соотнесение слова со схемой этого слова и составление схем других слов.
Чтение слогов и слов с новой буквой
1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.
Чтение слогов хором. (См. таблицу)
2. Распространение предложения
- Ребята, давайте попробуем распространить о фокуснике такое предложение: Фокусник показал. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.)
3. Работа с учебником
- Давайте порадуем фокусника своим чтением. Откройте с.72.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова о фокуснике и его фокусах.
После чтения показываю ребус с зашифрованным словом «фрак».
- В тексте встретилось слово, которое фокусник зашифровал в ребус. Отгадайте это слово.
4. Игра «Читай наоборот».
- Хотите стать на минутку фокусниками? (довод, сев)
Проверка знаний
- Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорите «верю», если не согласны, говорите «не верю»)
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. (Не верю)
- А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой. (Верю)
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. (Верю)
4. В слове «финики» буква «эф» обозначает твёрдый звук. (Не верю) - Почему?
5. В слове «фуфайка» только одна буква «эф». (Не верю)
Итог урока, рефлексия
- С какой буквой познакомились? (эф)
- Какие звуки она обозначает? ([ф], [ф’])
- Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали?
- Поработаем с дарометром настроения.