Тема " Звук [й'] и буква й" (2 урока).
Задачи урока:
? Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
? Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
? Совершенствовать навык правильного, сознательного и выразительного чтения.
? Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Оборудование: Проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал, букварь по программе "2100" Бунеева.
Ход урока:
Урок 1.
1. (сл. 2) Актуализация знаний о звуках и буквах. Учитель с игрушечным молотком проводит прием "Аукцион знаний".
- На торги выставляется лот "Звуки и буквы". Что вы об этом знаете? (Дети отвечают, кто ответил последним и больше нечего добавить - награждается)
Главное - чем отличается звук от буквы.
2. (сл.4) Выделение нового звука На слайде картинки "каравай", "йод", "сойка". Где вы слышите этот звук? (В начале, в середине, в конце слов) Дайте характеристику звуку [й'].
(сл. 5) Назовите слова, в которых слышится звук [й'].
3. (сл.6) Знакомство с буквой. На что похожа буква? Где находится в алфавите? (Похожа на букву "И", только сверху "хвостик")
- Что произойдёт, если не дописать "хвостик"? - Антиципация. (Учитель читает текст с.131 "Два хвостика")
4. Работа в прописи с.21, 1-5 строчки.
5. Чтение слов, работа по букварю с.130. (сл.7), анализ слов. Чтение рассказа с.130. "Язык мой друг"
Урок 2.
1. (сл.8) - Какая часть слова пропущена? Какое окончание нужно вставить в слово в соответствие с вопросом? Какое словосочетание получится?
2. (сл.9) - Где живёт русское слово? Работа по загадке. - Что в загадке названо мудрецами? Где находятся застеклённые дворцы? Какие тайны открывают книги? Какие книги у детей самые любимые? (сл.10)
3. - Посмотрите (на сл. 11) и скажите, что общего между этими иллюстрациями.? Назовите произведения. Назовите героев, изображённых на картинках, в названии которых есть звук Й. Кто автор? (Корней Иванович Чуковский - сл.12)
4. (сл.13) - мой любимый герой Мойдодыр. Как вы думаете, почему? Какое отношение Мойдодыр относится к теме нашего урока? Что необычного в имени этого героя? (Имя-предложение) Как начинается сказка? Почему вещи убежали от своего хозяина? Что прославляет Чуковский в своей сказке? Как он об этом говорит?
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
- Назовите слова - предметы, назовите их признаки. Назовите слова, в которых есть буква Й. Назовите слова, в которых есть звук й. Что заметили? (звук [й'] есть, а буквы й нет). В каких случаях появляется в словах звук [й']? (Когда слово начинается с букв у, ё, ю, я, когда эти буквы пишутся после гласных или ь, когда в слове есть буква й) (сл.14)
5. (сл.15) Какие эмоции у детей? По какой причине? А на этом слайде? (сл.16) (удивление) Какие вопросы хочет задать нам девочка? (Как?, зачем?, почему?, где?) В каких книгах мы найдём ответы на вопросы? (В энциклопедиях) (сл.17)
6. -Действительно, в энциклопедиях можно найти ответы на многие вопросы. Например. Кто такой снайпер? (сл.18) (Меткий стрелок) Перед вами текст (приложение №1) (Сл.19). Прочитайте его. (Дети читают) Что узнали из текста? Какие растения названы снайперами? Почему? Показ картинок растений.(сл.20)
7. Вернёмся к тексту. Отметьте в тексте зелёным кружком (Почему?) буквы, обозначающие звуки [й']. (Самостоятельная работа детей. После выполнения работы - проверка.)
8. Скоро мы закончим читать букварь и будем записаны в библиотеку. Какие правила надо соблюдать, чтобы стать хорошим читателем? (Работа в парах) Обсудите друг с другом правила хорошего читателя(сл.20). (сл.21) - проверка. Что общего в словах, которые вставили на место пропусков? (В словах есть буква й.) Что узнали о , о звуке [й']?
9. Рефлексия. (Сл. 22) Продолжите. На уроке я узнал. На уроке мне понравилось.
Приложение к уроку (Раздаточный материал)
№1.
Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешеный огурец. Его плод – маленький огурчик. Созревает такой огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
№2.
Правила читателя
- _____________книгу чистыми руками.
- __________________страницы книги.
- ________закладкой.
- Аккуратно _____________книгу.
- ______________книгу за столом.
- Вовремя _____________книгу в библиотеку.