Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями
Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Личность и жизнь учителя для учащихся – модель и образец пути со-хранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель – это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.
Для организации благоприятного климата на уроках для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет, я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Предлагаю пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках урока.
Урок направлен на дальнейшее формирование навыка чтения и грамотного письма,а также имеет задачу разития познавательных способностей и мотивации к учебе через интересные упражнения по здоровьесбережению детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
- Сегодня мы с вами будем не только учиться читать и писать слова, предложения с изученными буквами, но и продолжим говорить о красоте природе, о бережном к ней отношении.
- Где мы побывали? (В лесу, возле реки, на море, в горах.)
- Кто из вас хотел бы продолжить путешествие?
- Вспомним правила поведения в природе. (Не шумите на природе! Не ломайте ветви деревьев и кустарников! не оставляйте надписи на деревьях! Не ловите насекомых! Убирайте за собой мусор! берегите почву! Не берите в руки детёнышей диких животных! и т.д.) Почему так себя нужно вести.
- Путешествие будет не простым, подготовимся к нему.
Кинезиологические упражнения.
“Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза.
“Ленивые восьмёрки” (Упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.) Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками.
Аутогенная тренировка.
- Садитесь на дрожки. Я включаю машину времени. (Дети садятся в позу кучера. Слушают звуки природы.)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СООТНОСИТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ С БУКВАМИ В СОСТАВЕ СЛОГОВЫХ МОДЕЛЕЙ.
- Итак, как вы думаете, куда сегодня перенесла нас машина времени?
- Верно, мы на лугу. Посмотрите, сколько здесь цветов. Но цветы не простые, внутри каждого цветка буква. Какие бы два “букета” мы могли составить? (Гласные, согласные)
- А в каждом букете цветы, на какие группы могли бы поделить? (Гласные: те, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука и твёрдость предшествующего согласного звука; согласные: те, которые обозначают звонкие звуки и глухие, парные и непарные, только твёрдый звук и твёрдый-мягкий звуки)
- Составьте из этих букв слоги. Перед тем, как мы запишем слоги, давайте вспомним правила письма.
Правила письма:
Знай начало каждой буквы, Направление руки И к началу каждой буквы Штрих короткий напиши.
Гигиенические требования
Руки? – На месте. Ноги? – На месте. Локти? – У края. Спина? – Прямая. Тетрадь? – Наклонно.
- Итак, запишите:
1) слог с твёрдым согласным звуком
2) слог с мягким согласным звуком
3) слог опасное место
4) слог, в котором две буквы, но три звука
Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).
- Прежде, чем отправиться дальше, давайте ещё раз насладимся красотой и ароматом этих цветов. Сядьте прямо, закройте глаза. Вдохните нежный аромат цветка не только носом, но и всем телом. Медленно выдохните.
Развитие зрительно-слухо-артикуляционных связей (упражнения, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания слогов)
- На пути пригорок. Поднимемся на него, складывая слоги по обе стороны тропинки в слова. Запишем слова, которые у нас получились. Обозначим ударение. ( Слова: сова, репа, лисы, утка, выдра)
- Какое слово “лишнее” и почему? (Сова – в этом слове ударение падает на второй слог; репа – это слово обозначает овощ, а не животное; лисы – это слово стоит во множественном числе; утка – это слово начинается с гласного звука; выдра – в этом слове пять букв и 5 звуков).
Физминутка.
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём. Руки в стороны, вперёд, А потом наоборот.
Дети ну лугу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете - Стали маленькими дети, А потом все дружно встали И большими разом стали.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА”.
Трава – травинка.
- Что можно сказать об этих словах?
- Продолжите ряд однокоренных слов (травка, травушка, травяной).
- А я знаю ещё однокоренное слово – травник. Как вы думаете, какое значение имеет это слово? (Травник – книга по траволечению (показать); человек, который хорошо разбирается в травах; птица (показать фото))
- Что можно сказать о слове – травник? (Оно многозначное.)
Упражнение в восстановлении деформированного предложния.
- Посмотрите, кто это идёт нам навстречу. Да это же кузнечик Кузя, только вид у него печальный. Составлял Кузя для нас предложение про свои любимые цветы, но ветер подул, и все слова разлетелись. Давайте попробуем восстановить порядок слов в предложении. (На лугу растут ромашки)
- О чём это предложение?
- О каких цветах идёт речь?
- Что говориться о ромашках?
- Где они растут?
- Давайте запишем это предложение (вспомнить правила записи предложения).
- А вы знаете, что ромашка – это не только красивый цветок, но и полезное растение? (Отвар из цветков ромашек употребляют как средство от простуды, кашля, промывают им ранки, полощут горло, а если выпить чай с ромашкой вечером, то сон будет крепким и спокойным).
Гимнастика для глаз.
Мы читали, мы писали. Глазки наши так устали, Пусть немножко отдохнут, В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Но не только ромашка является украшением луга. Сейчас мы с вами будем читать текст, автор которого Генрих Сапгир. Знаком ли вам этот автор? ( Да, “Андрюша” - рассказ про котенка)
- Прочитайте ключевые слова и сделайте свои предположения, о чём мы будем читать? (Природа, душа, луг, лес, ветер.)
- Как вы понимаете значение слова душа?
Работа с текстом во время чтения (Р.Н.Бунеев и др. “Букварь”)
1 -2 пр.
- О чём размышляет писатель?
3 -4 пр.
- Когда автор приходит к этой мысли?
- Что можно сказать об авторе? (Внимательный, любящий природу)
5 пр.
- Какая душа у ромашки?
- С чем автор сравнивает ромашку? Почему?
- Почему же у ромашки душа весёлая? (Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнивает с солнцем)
6 пр.
- Какая душа у колокольчиков? Почему?
7 пр.
- Почему у цветка иван-да-марья две души? (Одна часть этого цветка жёлтая (это Марья), а другая – синяя (это Иван). Иван-да-Марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое)
8 пр.
- Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок?
9 пр.
- Почему автор так думает? (Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых)
10 – 11 пр.
- Почему шиповник задумчиво радуется? (Шиповник – это растение приносящие полезные плоды)
12 – 13 пр.
- А у репейника какая душа? Почему? (Растёт везде, наперекор всему)
- Мы прочитали текст. Подтвердились ли наши предположения?
- Что нового узнали?
- Какова же, по-вашему, главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою собственную красоту, свою душу)
- Каждый ли человек способен на это? (Внимательный, любящий природу, наблюдательный, способный в обычном увидеть необычное, бережно относящийся к природе, добрый, любознательный, умеющий ценить красоту, умеющий открывать тайны природы).
ИТОГ УРОКА.
- Готовясь к уроку, я прочитала в одной книге слова, которые меня очень тронули: “Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладонях. Я посадил птицу в клетку, и она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
- Что значит прикоснуться сердцем?
При подготовке урока были использованы ресурсы Интернета.