1. познакомить учащихся с буквой б;
2. учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твердые – мягкие).
3. учить находить слова с буквой «б» в текстах на страницах «Азбуки».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности | - Доброе утро, ребята! - Присаживайтесь. - Вот и настал ваш очередной урок Азбуки. | - Здравствуйте! Присаживаются на свои места. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Этап актуализации пробного действия | - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с первой книгой. - Как она называется? - Верно. А о чем же нам рассказала книга на прошлом уроке? - Хорошо. Нашими первыми друзьями стали буквы. -Какие буквы вы уже знаете? - Замечательно. В каких словах встречаются эти буквы? - Спасибо, друзья! Вы верно привели примеры. Но книжка большая и вы еще познакомитесь с новыми буквами. - А на странице 95 нас встречают знакомые буквы. Прочитаем ленту. -Чтобы звуки правильно произносились и запомнились нужно немного потренироваться, и начнем урок с речевой разминки. Бублик, баранку, батон и буханку, Пекарь из теста испек спозаранку. -Произнесем это спокойно, все вместе, не спеша, хором. Затем грустно, весело. -Вот на такой веселой ноте мы вернемся к нашей азбуке. -Вы уже познакомились с буквой б и звуком б, проговорим все вместе «буква Б, звук б». -Звук б часто встречается в азбуке, в каких словах? И этому звуку нужно дать характеристику. -Еще можно многое узнать о звуке б, а вот как узнать, нужно читать. И авторы азбуки приготовили нам много интересных заданий. | - Книга называется «Азбука». - Азбука рассказала о буквах, о звуках и т.д. - Называют буквы а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з. - Азбука, овощи, игра, утка, носорог, сон, кот, тигр, веер, лиса, енот, мама, зима и т.д. Ребята вместе с учителем читают буквы. Бублик, баранку, батон и буханку, Пекарь из теста испек спозаранку. Произносят все вместе. Называют слова со звуком б (барабан, Боря и т.д.). Звук б – твердый, согласный. | Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения | -Рассмотрите 99 стр., что же здесь за интересные такие животные? -Кто из вас их знает? -Посмотрите, какой замечательный домик они себе построили. -Как о них рассказывает автор? Поставили пальчик и прочтем все вместе. -Что такое плотина? Сейчас у нас с вами пока словаря нет, но я его вам покажу. Эта книга, в которой собраны и живут все слова и на каждую букву есть толкование слов. Если бы мы с вами открыли словарик, мы бы увидели, что плотина – это гидротехническое (искусственная плотина), перегораживающее водоток или водоём для подъёма уровня воды, также служит для сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища. -Вам нравятся эти бобры? Опишем их. -Как вы думаете, они хорошие строители? -Почему? -А как зовут мальчика - бобер, а девочку, а детеныша? -Бобры на реках иногда возводят целые квартиры и могут помешать нашим кораблям, судам. Загадка: Вот так звери! Нор не роют, Но зато плотины строят. Все они одеты в шубы, Инструмент не пилы – зубы. ФИЗМИНУТКА | -Бобры Читаем рассказ про бобров все вместе. Внимательно слушают объяснения учителя. -Да. Они небольшие, под шкуркой у них большой слой жира, острые зубы, они сильные, быстрые, большие, трудяги, один несет бревно, а другой его уже перегрыз, что-то собираются строить. -Да. -Домик ровный, строгий, и окошко есть, и крыша есть из камыша, они самые хорошие хозяева. -Бобер, бобриха, бобренок. (Бобры) | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Обратимся к словам в нижней части страницы учебника, рассмотрим, что же перед нами? -А еще какие-то слова, но не слова, а кусочки слов, и от них идут стрелочки к слогу «ка». -Кто догадался, что нужно сделать со словами. -Читаем первое слово. -А теперь составим схемы слов. | -Мы видим клетку для птичек, буквы, баранку. -Нам их нужно соединить и прочитать. -Белка, клетка, булка, баранка. Бе л|ка, к|ле т|ка, бу л|ка, ба ра н|ка. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
5.Этап реализации построенного проекта | -И перевернув страницу, мы получаем еще одно задание. Что же нам предлагают авторы. Прочитать слова, я думаю, мы с удовольствием их прочитаем. -А теперь сравним столбики слов. -Авторы утверждают, что какой-то столбик лишний, почему? -Прочитай слова, обозначающие один предмет, много предметов. -Прочитаем предложение: «У Бори кубики с буквами. Борис собрал из кубиков слово барабан». -Сколько гласных в слове «барабан». -Назовите слова, в которых 3 гласных звука. -Спасибо, молодцы, мы с вами замечательно выполнили задание. ФИЗМИНУТКА | -Первый столбик лишний, потому что после звука [б] идет согласный звук. Один предмет: буква, кубик, барабан. Много предметов: буквы, кубики, барабаны. Читают вместе с учителем: «У Бори кубики с буквами. Борис собрал из кубиков слово барабан». -Три гласных звука. -Магазин, паровоз, пароход, самолет, телефон и т.д. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи | -Мы возвращаемся к страницам нашей азбуки и попадаем с вами в удивительное время, как быстро, мы только сделали с вами физминутку, а уже пришла зима, красавица зима. -Или я, может, ошибаюсь, почему это зима? -А нам нравиться зима, вы любите зиму? -Сегодня на наших улицах светит солнце, дует ветерок, ну ничего, пройдет еще немножко времени и придет наш замечательный праздник, но сначала выпадет снег. -Вам нравится снег, вы любите снег, а почему? -А в Москве снег уже выпадал, совсем скоро и к нам доберется. -А вот однажды утром поэт Сергей Есенин проснулся и выглянул в окно и удивился. Под окном дома росла береза, а он ее не узнал. Почему? Вот как он об этом рассказал в стихотворении. -Вам понравилось стихотворение? -Мне тоже очень нравится это стихотворение! -Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром, как вы понимание слово «принакрылась»? -Есть слово накрылась, а здесь принакрылась. -А какое же это было утро, как вы думаете? А ответ на мой вопрос мы найдем в последней строчке. -Что поэт увидел утром? -Где он ее увидел? -Какой она была? -Как принакрылась? -А теперь вместе учим это стихотворение. Читаем все вместе, а теперь положите ладошку на стихотворение и повторяем все вместе. -А теперь кто может сам рассказать? | -Зима, потому что на березе лежит снег, на крыше дома тоже лежит снег, на трубе снег лежит, лошадь везет сани, ямщик правит лошадью. -Да. -Да, можно поиграть, слепить снежную бабу, покататься на санках. -Слушают внимательно учителя. -Да, понравилось. -Принакрылась – значит чуть-чуть. -Оно было солнечное, потому что снег блестел, как серебро, точно серебром. -Белую березу. -Под моим окном. -Принакрылась снегом. -Точно серебром. -Вместе с учителем разучивают стихотворение. Несколько учеников рассказывают стихотворение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Этап включения в систему знаний и повторения; | Стихи С. Есенина можно найти в библиотеке, и мы с вами сейчас отправимся в библиотеку и узнаем, что есть в библиотеке. У вас в школе тоже есть библиотека. А вы записались в библиотеку? -Вы еще маленькие, скоро вас запишут. -О чем же говорится в этом небольшом тексте? Вова рассказал басню, а вы знаете ее содержание? -Лиса обманула ворону и убежала, она честно поступила? Так поступают плуты. Мальчику скажут – ты плут, а девочке – плутовка. -Вот такой плутовкой оказалась эта лиса. А вы с этой плутовкой уже встречались. Вспомните, это в басне, когда она пригласила журавля в гости, сварила кашу и размазала ее по тарелке и журавль своим клювом ничего не смог есть, а она все слизала языком. Вот такая она плутовка. | Внимательно слушают учителя. -Нет. Слушают чтение учителя. -Нет. | Регулятивные: формирование способности оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения; | -А на этой странице тоже герои басни Ивана Андреевича Крылова, она называется «Квартет», это значит, что исполняют музыку 4 человека. И перед нами 4 музыканта. Кто они? -Вот посмотрите, какие у них в руках инструменты. Это скрипка, большая скрипка называется альт, а миши в руках конртобас. -Как вы думаете, получится у них музыка? -А еще почему у них не получится? -А музыканты ли они? -А на самом деле, чтобы получилось красивое звучание, нужно уметь играть, знать ноты, вот также как и нам, чтобы научиться читать нужно узнать все буквы, и тогда можно будет научиться читать книги и самим писать. -Я желаю, чтобы у вас в учении все получалось, и вы писали и читали сами. | Слушают объяснение учителя. -Козел, осел, мишка косолапый, проказница-мартышка. -Наверное нет, потому что они не были музыкантами, им захотелось. Сначала надо было научиться играть и когда научишься, то все будет получаться. -Они не слушают друг друга. Осел закрыл глаза и что-то играет себе, мартышка кричит непонятно что, козел в заоблачные дали завел свои глаза, а мишка анекдоты рассказывает. -Нет, они не знают ни нот, ни умеют на инструменте играть, просто они видели, как остальные играли и им показалось, что это легко и просто. Внимательно слушают учителя. | Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Регулятивные: формирование способности оценивать результаты собственной учебной деятельности. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | - Ребята, вам понравился урок азбуки? - Вы с пользой для себя провели этот урок? - Ребята, у вас на столах есть воздушные шары – красного и синего цвета. - Если вы с пользой провели время, то поднимите красный шар, а если нет – синий. - Встаньте, ребята, из – за парт. Ребята, мне было с вами интересно. Пусть весь день будет у вас тоже интересным. До новых встреч! | Принимают участие в обобщающей беседе. Ребята определяют уровень полученных новых знаний и поднимают соответствующий шарик. | Регулятивные: формирование способности оценивать результаты собственной учебной деятельности. |