Урок математики в первом классе на тему: "Число и цифра 7. Неделя. Дни недели"
Урок математики в первом классе на тему: "Число и цифра 7. Неделя. Дни недели"
Урок разработан в соответствии с программой и требованиями госстандарта РК согласно календарно-тематического планирования. В ходе урока применяются виды и формы деятельности, методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, стимулирования интересов. Используются информационно-коммуникативные технологии и педагогика сотрудничества. Используется компьютерная слайдовая презентация, интерактивная доска, демонстрационные карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационно - психологический момент. Самоопределение к деятельности.
- Кто готов к уроку, хлопните в ладоши!
- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Повернитесь к ним, поприветствуйте наших гостей доброй улыбкой. Садитесь.
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету вам скажу «Будет интересно!»
- Вы любите, когда к вам приходят гости? А сами любите ходить в гости? Тогда мы тоже с вами отправимся в гости, на неделю! А вот к кому, смогут догадаться только те, кто будет внимательно считать.
2. Актуализация знаний: устный счет.
*Посчитайте от 1 до 20, от 20 до 1(хором)
*Посчитайте от 4 до 11, от 17 до 9(индивидуально)
- Как получить последующее число? (+1)
- Как получить предыдущее число?(-1)
- Какие вы знаете математические знаки(+,-,=,˂, ˃)
* Какое число пропущено…( на демонстрационных картах)
* Сравните числа...( на демонстрационных картах)
* Назовите соседей числа…( на демонстрационных картах)
* Поиграем в игру «Молчанка». Приготовьте свои математические веера.
Я задаю вопросы, а ответы вы показываете с помощью числового веера. Будьте внимательны!
Вопросы: (ответы показывают на математическом веере)
1.Сколько туфелек потеряла Золушка?(1)
2.Сколько хвостов у двух котов?(2)
3. Сколько козлят хотел съесть волк?(7)
4. Сколько пальцев на одной руке?(5)
5. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?(7)
6. Сколько сторон у квадрата?(4)
7. Сколько дней в неделе?(7)
3. Определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Какую цифру вы показывали чаще других? Догадались к кому мы пойдём в гости?
- Хотите познакомиться с числом семь и цифрой, которая его обозначает?
4. Работа по теме урока. Место числа 7 в числовом ряду.
Посмотрите внимательно на числа.
Однажды с цифрами случилась неприятная история. Что же такое произошло? Об этом мы узнаем из сказки.
Послушайте её. Сказка «Важные цифры».
Давайте и мы всё расставим по местам! Ведь числовой ряд рассыпался!
Давайте найдем место для числа 7 в числовом ряду. Какое оно по счёту?
-Найдите все числа по порядку.
- Назовите соседей числа 7?(6 и 8)
-На сколько, число 7 больше предыдущего числа 6?
-На сколько, число 7 меньше последующего числа 8?
-Как получить число 7?(6+1, 5+2, 4+3, 3+4, 2+5, 1+6, 7+0 и 0+7)
5. Знакомство с цифрой. Показ цифры 7 и правильное её написание.
Как обозначить число 7?(цифрой)
-Из каких элементов состоит эта цифра? - На что она похожа?
Вот семерка-кочерга,
У нее одна нога.
Семь - точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
Состоит 7 из трех элементов: волнистой линии, большой палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.
Начинаю писать волнистую линию, которую довожу до правого верхнего угла клетки. Затем пишу большую палочку, доводя ее до середины нижней стороны клетки, а потом перечеркиваю ее посередине маленькой палочкой.
6. Работа с материалом учебника и в тетради.
1) Письмо цифры 7.
2) Составление равенств по рисункам учебника №1 стр.66 и запись четвёрок примеров в тетради и на доске.
7. Первичное закрепление.
1) Нахождение значения выражения №2 стр.7 в тетради. Примеры уже записаны, надо правильно их прочитать и решить. Повторение компонентов действий сложения и вычитания. (Решение с комментированием)
4+2= 6+1= 4-3=
5-3= 7-2= 0+4=
2*) Составление неравенств №3 стр.67 учебника
4˂4+3 и 4˃7-4
8. Дополнительные сведения по теме урока. Неделя. Дни недели.
Ребята, мы совсем не случайно отправились в гости к числу и цифре 7 на неделю. Кто из вас догадался, почему именно на неделю? Правильно, потому, что в неделе 7 дней. Назовите их по – порядку.
Вот неделька, в ней семь дней. Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК. ВТОРНИК — это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка СРЕДА Третьим днем всегда была. А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, Шапку носит набекрень. Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица, Очень модная девица. А в СУББОТУ, день шестой Отдыхаем всей гурьбой И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, Назначаем днем веселья.
- А какой у вас любимый день недели?
9. Историческая справка:
Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов,
в Древней Греции – 7 чудес света,
в Индии на счастье дарят 7 слоников. 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот). Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней. Число 7 считалось волшебным. И в нашем, современном мире, существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7.
Например: 7 цветов радуги, 7 основных цветов спектра, 7 нот,
знаменитые сказки "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", Цветик - семи цветик", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"…
Казахи готовят замечательное блюдо «Наурыз –коже» и делают его из 7 ингредиентов.
И звёзд в созвездии Большой Медведицы тоже 7.
10. Обогащение словарного запаса и развитие речи. Число 7 в пословицах и поговорках.
1.Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. За семью печатями.
4. Семеро одного не ждут.
5. Седьмая вода на киселе
6. На седьмом небе от счастья.
7. Лук от семи недуг.
А ещё говорят о человеке, что у него 7 пятниц на неделе? О ком так говорят? Но мы с вами не такие, пообещали всё узнать о числе и цифре 7 и узнали.
12. Рефлексия деятельности. Подведение итога урока.
Пора нам с вами подвести итоги урока.
Я хочу сказать, что вы молодцы, спасибо. (кстати, в слове молодцы и в слове спасибо - по 7 букв) И ещё у меня для вас 7 пожеланий, в каждом из которых тоже по 7 букв!
Теперь ваша очередь оценить урок и выбрать цвет вашего настроения. (дополняем цветик – семицветик)
- Что Вам больше всего понравилось на уроке? Что было самым интересным для вас? Ребята для всех вас - «сюрприз урока»-цветок с 7 лепестками.
Сказка «Важные цифры» Автор сказки: Ирис Ревю
В математическом царстве, в арифметическом государстве жили-были цифры от 0 до 9. Цифры как цифры.
Некоторые из них были худенькие, как например, 1 и 7. Некоторые полные, округлые. К таковым принадлежали 0, 9. Кто-то из цифр был с хвостиком, как, например, 2 и 5, кто-то с кружочком, как 6 и 8.
В общем, были они разными, непохожими друг на друга. Несмотря на это, цифры были очень дружны между собой. Они могли сыграть в четыре руки на фортепиано, показать театральную пьесу «Семеро козлят». А если кто-то хорошо учился, то на первый план цифры выталкивали пятёрку. А двойка и тройка при этом скромно стояли в стороне.
Но вот однажды, на празднике, буквы заявили цифрам, что они важнее. Без букв и слов никто ничего не понял бы. А цифры обиделись и разбежались кто куда. И начался такой хаос!
Буква А, например, стоит на первом месте в алфавите, буква Д – на пятом, а буква Я – на 33 месте. А теперь, когда цифр нет, непонятно на какое место и вставать. Такая путаница!
В математическом царстве, в арифметическом государстве никто не мог толком ничего посчитать, и началась паника.
Тогда буквы извинились перед цифрами, и попросили их по-прежнему выполнять свои цифровые обязанности. И всё встало на свои места.
Вопросы к сказке про цифры
В каком царстве жили цифры?
Какие цифры были худенькими?
У каких цифр есть хвостики?
Какую театральную пьесу ставили цифры?
Почему обиделись цифры?
Почему в математическом царстве, в арифметическом государстве началась паника?
Кто извинился перед цифрами?
Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь – открыть тетради всем.