Тема: Число и цифра 7
Тип урока: урок закрепления нового материала.
Задачи: способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД:
предметные: закрепить состав числа 7; определение места числа в числовом ряду; дать понятие сегодня, завтра, вчера; упражнять в написании изученных цифр; закреплять знания состава чисел 2-6; закреплять знание названий дней недели; повторить геометрические фигуры.
метапредметные:
регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; развивать умения контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами;
познавательные: развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; формировать умения ориентироваться в учебнике и тетради, действовать по образцу; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; тренировать память, внимание.
коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; воспитывать любознательность, интерес к обучению.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, предметные рисунки, презентация Power Point «Число 7», геометрический материал, таблица «Состав чисел».
Ход урока
1. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята.
Начинаем урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране Математика. (СЛАЙД 1) Но сначала мне хотелось бы узнать:
– А любите ли вы сказки? (Да).
– А волшебство? (Да)
– В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может, вы их назовёте? (Аленький цветочек, Цветик-семицветик)
– А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
(Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета)
– Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов? (СЛАЙД 2) (У радуги тоже 7 цветов.)
– А для того, чтобы легче запомнить название и расположение цветов в радуге придумали стихотворение: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (СЛАЙД 3)
2. Сообщение темы и цели:
– Сегодня по стране Математика мы будем путешествовать с цветиком-семицветиком.
– Может быть, кто-то догадался, какая тема нашего урока?
– Правильно «Число и цифра 7». (тема на доске)
– что мы ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ чтобы успешно совершить путешествие: устный счёт, состав изученных чисел, обратный счёт, геометрический материал…
– Какими мы ДОЛЖНЫ БЫТЬ внимательными, терпеливыми, знающими
– Итак, отправляемся в путешествие, этот цветок исполнит любое наше желание, но чтобы желание исполнилось нужно сказать волшебные слова (СЛАЙД 4)
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Облети вокруг Земли, быть, по-моему, вели.
3. Актуализация опорных знаний:
– Вели, чтобы мы побывали в сказочной стране Математика и узнали много интересного. Отрываем ПЕРВЫЙ лепесток красный. Мы попали в город Весёлый счёт. (СЛАЙД 5)
– посмотрите на слайд как вы, считаете, кто сядет в первый вагон?
– во второй вагон?
– в третий вагон?
– Сначала девочки считают хором от 1 до 10, потом мальчики от 10 до 1.
– Возьмите веры в руки и покажите мне соседей числа 7, предыдущее – последующее.
– Отправляемся дальше, отрываем СЛЕДУЮЩИЙ лепесток оранжевый, читаем: город Чистописание
4. Закрепление и обобщение пройденного:
1) работа в тетради – образование числа 7
– Как образовалось число 7? К 6 + 1
– Какое это число? (однозначное, натуральное, нечётное)
– А теперь давайте вспомним, как пишется цифра 7. (СЛАЙД 6)
– Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)
– Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки, и маленькую горизонтальную палочку посередине.
– А теперь пропишем красиво эту цифру, сначала в воздухе, потом в тетради.
– Наши глазки устали, встанем все дружно и выполним физминутку для глаз.
– Продолжаем путешествие, отрываем ТРЕТИЙ лепесток ЖЁЛТЫЙ, читаем:
Город Сравнение
2) сравнение (СЛАЙДЫ 7, 8)
– Сколько шишек слева? Справа? Какой знак поставим?
– Сколько колокольчиков слева? Справа? Какой знак поставим?
– Поработаем в тетради задание третье. Сколько белых кружочков? А синих? 7 > 6.
– Во втором столбике, сколько белых кружочков? А синих? 5 < 7.
– Третий столбик сделайте самостоятельно.
– ЧЕТВЁРТЫЙ зелёный – город календарь, время
3) Дни недели
– Скажите, кто знает названия дней недели? Сколько их?
– Давайте повторим эти названия. (СЛАЙД 9)
– Сколько дней мы учимся? 5
– Сколько отдыхаем? 2
– Какой пример можем составить? 5 + 2 = 7
– Какой день недели сегодня? Какой был вчера? А завтра будет?
– Произносим волшебные слова и оторвав голубой лепесток, оказываемся в городе Состав числа. Мы держим путь в город Состав числа.
4) состав числа 7
– Дети помогите, пожалуйста, лягушатам поселиться в квартиры.
(СЛАЙД 10-16)
– Вот наш домик под № 7 оказался заселенным. Давайте повторим ещё раз, какие жильцы поселились в наш домик и запишем в тетради. А некоторые дети поработают у доски.
– Молодцы, хорошо поработали можно, и отдохнуть, встали все красиво, помогут нам Амин и Эмилия.
– Продолжаем наше путешествие, осталось два лепестка, где же мы окажемся на этот раз?! Произносим волшебные слова, отрываем шестой лепесток – он у нас синий, и город Учебник.
– Молодцы, закроем учебник и отложим в сторону.
5) – Но наше путешествие на этом не закончилось. Посмотрите на цветик-семицветик, у него остался ещё один лепесток - фиолетовый. Мы в городе Геометрия, задания будут связаны с геометрическим материалом.
– Посмотрите в тетрадь, пятое задание. Что вы видите? (точки).
– Сколько их? (6).
– Соедините их. Что теперь у вас получилось? (линия)
– Какая линия? (ломаная, незамкнутая).
– Посчитайте, сколько отрезков у вас получилось? (6)
– Чтобы получилось 7 отрезков, что нужно? (соединить первую точку и последнюю).
– Какая теперь фигура у вас получилась? (ломаная, замкнутая)
5. Итог урока
– Молодцы! И с этим заданием вы справились. Наше путешествие по сказочной стране «Математика» подошло к концу, мы побывали во многих её городах (дети вспоминают города), узнали много нового (ребята делают вывод о том, что же нового они узнали на уроке).
6. Рефлексия деятельности на уроке.
– Как вы сегодня поработали?
– Каким приобретенным опытом хочется поделиться с родителями, друзьями?
– Чему вы учились на этом уроке?
– Какие задания вам показались особенно интересными?
– Что запомнилось больше всего?
– И в конце путешествия я хочу вас познакомить ещё с некоторыми интересными фактами о числе 7:
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка.
– Все вы знаете знаменитые сказки Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…. В неделе – 7 дней, в музыке 7 нот, в радуге- 7 цветов, 7 чудес света.
– А сейчас я хочу вам показать 7 чудес Крыма.
Мы часто слышим поговорки и пословицы, может быть и вы их знаете?
▪ Семь бед - один ответ.
▪ Семь раз отмерь - один раз отрежь.
▪ На седьмом небе от счастья.
▪ Семеро одного не ждут.
▪ Лук от семи недуг.
▪ Семеро одного не ждут.
▪ У семи нянек дитя без глазу.
▪ Седьмая вода на киселе.
– О значении этих пословиц мы поговорим на уроке чтения, а сейчас приятный сюрприз. Цветик - семицветик дарит вам на память о сказочном путешествии свои волшебные лепестки, и вы можете загадать своё самое заветное желание. Если в него верить, то оно обязательно сбудется.
– На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу