4.актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;
5.развивать логико - математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.
- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
- отработают вычислительный навык в пределах 10.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: активизация учащихся | Настраиваю детей на работу. - Вот звенит для нас звонок – начинается урок. - Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Тихо сели. Настраиваемся на урок. - Вспомним с вами правила поведения на уроке. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. | Коммуникативные УУД -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. Регулятивные УУД: самоопределение, саморегуляция. |
Актуализация знаний Цель: закрепить единицу измерения массы - килограмм. | - Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать. - Вспомните и ответьте на вопросы: -Как определить массу предметов? - Каким прибором измеряют массу предметов? - С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? - Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля? | Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке взвесить весами килограмм масса одинаковая | Познавательные УУД -обобщение |
Постановка учебной проблемы Цель: организовать постановку цели урока | Создаю условия для формирования цели урока. Подвожу к вопросу: какой единицей измеряют жидкость? Провожу практическую работу с использованием наглядности. Помогаю учащимся сформулировать тему и цель урока. Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд наливаю 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. - Ребята, посмотрите внимательно на стол. - Что вы видите? - Какие задания можно придумать с этими сосудами? Как сравнить количество воды в этих сосудах? -Чего мы ещё не знаем? -Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать? -Вот это мы сейчас и исследуем. | Дают всевозможные ответы. Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем. Под руководством учителя формулируют тему и цель урока. Разные сосуды с водой. - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Сколько всего воды во всех сосудах. - А можно выяснить, где воды больше, а где меньше? Нужна мерка. Как измерить жидкость? Узнать её количество? | Личностные УУД - проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД -уметь высказывать своё предположение; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД -участие в коллективном обсуждении проблемы; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - анализировать, синтезировать, сравнивать информацию. |
Поиск решения проблемы Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра | Беру в руки стакан с водой. - Что у меня в стакане? - Какая она? Выливаю часть воды на стол или на пол и спрашиваю, что произошло с водой? - Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? - Приведите примеры ёмкостей. - Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак. - Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске) - Запишем в нашей тетради. - Сформулируем тему нашего урока. - Где вы встречали эту единицу измерения? - Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками. - Какой можно сделать вывод? - А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами. - Почему так произошло? - Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? | вода жидкая Она растеклась, потому что жидкая. Ёмкости. стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр. предположения детей (помещается одинаковое количество жидкости) Литр В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД) - Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды. - Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное. - Измерять одинаковой меркой, а не разной. | Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы. |
Физминутка | - Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете. Будьте внимательны! (СЛАЙД) 4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л. | | |
Воспроизведение нового знания Цель: включение нового знания в систему знаний. | 1. Устный счет. СЛАЙД 9л -...= 3л ...л +2л = 8л ..л - 4л = 4л 4л + 3л - 5л =...л 7л - 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л - Решите задачу: Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе? - Какая единица измерения встретилась в этой задаче? 2. Решение задачи из учебника с.38, №3 3. Организую работу в группах. 1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи. Ч С С Ч 2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку) 3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л? Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ) | Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Оформление схемы и решения задачи в тетради. Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи. | Познавательные УУД -самостоятельное создание способов решения проблемных задач. Регулятивные УУД - саморегуляция Коммуникативные УУД - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: самооценивание. |
Рефлексия деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Что сегодня на уроке мы нового узнали? - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина? - Что такое ёмкость? - А в природе существуют «ёмкости» для воды? - А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему? - Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? Домашнее задание: Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе. А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно. - Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся. | как измерить количество жидкости сосуд, куда наливают жидкость водоёмы | Познавательные УУД -контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |