ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Тема урока | Название компонентов деления |
Цель урока | Познакомить детей с названием компонентов деления. Развивать умение решать текстовые задачи. Продолжать работу с понятием деление(на равные части и по содержанию). Развивать умение решать занимательные задачи. |
Задачи | Развивать умение организовывать свою учебную деятельность. Развивать умение ориентироваться в системе знаний. Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий. Развивать умения анализировать и обобщать. Совершенствовать умения делать выводы и оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В совместной деятельности с учителем учиться: использовать математическую терминологию ( делимое, делитель, частное ) при прочтении и записи действия деления; выполнять умножение и деление в пределах изученных табличных случаев умножения и деления; находить значения выражений без скобок, содержащих два действия. | Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; работать по заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом, предложенном в учебнике или учителем ; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; подводить итог урока, делать выводы и фиксировать ( устно ) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Познавательные: моделировать способы деления на 3 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков, схем; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации ( схемы, таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения ). Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; отвечать на вопросы учителя. | Элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; адекватная оценка результатов своей учёбы, понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.. |
Решаемые учебные проблемы | Ученики должны: запомнить конкретный смысл деления, названия компонентов деления, уметь решать задачи и примеры на деление. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Деление. Термины :деление, делимое, делитель, частное. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | |
Образовательные интернет - ресурсы | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Математика – Царица всех наук. Тебе с ней подружиться советую, мой друг. Если сложные законы в школе изучаешь, То любые трудности ты преодолеешь. Сможешь ты решить задачу, Сможешь в космос полететь, Сможешь ты по морю плавать, Не боясь с пути сойти! Упражнение на тренировку зрительной памяти и внимания. - Посмотрите на картинку. Запомните какие фигуры нарисованы, какого они цвета. ( Учитель закрывает картинку. ) - Какая фигура лишняя и почему?
Задача на логическое мышление -Змей-Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа – медный, серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец? 3. Решение задач на карточках - «Расставьте» 9 тюльпанов в вазы. | Подготовка класса к работе. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Зелёный квадрат, синий овал, розовый треугольник, жёлтый шестиугольник, фиолетовый ромб, красная звезда. Лишний овал, потому что остальные фигуры многоугольники.
9 ключей должен сделать кузнец.
Работают на индивидуальных карточках. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Сегодня на урок к нам пришла гостья Зайка. Задачи на деление Интересны, в том нет сомнения. Зайка в уроке примет участие, Научит числа делить на равные части. - Посмотрите на доску, Зайка принесла карточки с выражениями. 6 * 3 6 : 2 4 * 5 7 * 2 - Зайка просит вас прочитайте математические записи со знаком умножения, используя названия компонентов.
- Зайка просит вас прочитайте выражение со знаком «деление». Где возникла трудность? | Отвечают на вопросы учителя.
- Произведение чисел 6 и 3. - Первый множитель 4, второй 5. - Произведение чисел 7 и 2. - Не можем прочитать это выражение. |
3. ЭТАП целеполагания |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Подводит к определению цели и темы урока. - Почему не можем прочитать это выражение? - Какая цель будет стоять перед вами сегодня на уроке? - Зачем нужно знать название чисел при делении? - Сформулируйте тему урока. | Ставят цели, формулируют ( уточняют ) тему урока. - Не знаем как называются компоненты деления. - Узнать, как называются числа при делении. - Чтобы прочитать выражение на деление. - Компоненты действия деления. |
4. ЭТАП планирования. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составление алгоритма «Утро» (фронтальная работа) - Назовите ваши действия, которые вы совершаете утром каждого дня. (Учитель сопровождает ответы детей карточками: проснуться, заправить постель, сделать зарядку, умыться, причесаться, одеться, позавтракать, идти в школу). - Установите порядок выполняемых действий. - Как можно назвать такой порядок? - Теперь составим план для достижения цели урока. | Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель и т. п. )
- План, программа или др. Составляют план изучения темы. |
5 ЭТАП "Открытие" нового знания. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
На доске выражение 6 : 2 - Назовите первое число в выражении. - Что делают с этим числом? - Подумайте, какое бы название вы дали этому числу. - Число, которое делят, называется делимым. ( Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «делимое». ) - Какое число является делимым в данном примере? ( От числа 6 учитель проводит стрелку к карточке «делимое». ) - Назовите число в выражении, на которое делят. - Как бы вы его назвали. - Число, на которое делят, называется делителем. ( Учитель прикрепляет карточку со словом «делитель». ) - Найдите делитель в данном примере. Какое это число? (Учитель соединяет стрелкой число 2 с карточкой «делитель».) - Чему равно значение этого выражения? - 3 – это часть от деления чисел 6 и 2. Попробуйте предположить, как называется результат действия деления. - Число, которое получается в результате деления, называется частным. ( Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «частное» и проводит стрелку от числа 3. ) - Запомните, что и сам пример 6 : 2 также называют частным. ( Учитель прикрепляет ещё одну карточку со словом «частное» и соединяет её стрелкой с выражением 6 : 2. ) - А теперь вместе с Зайкой потренируемся называть компоненты деления. Работа по учебнику. № 1, с. 88.
№ 2, с. 88
№ 3, с. 89 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
6 - Делят. Варианты ответов учащихся.
6 2 Варианты ответов учащихся.
2
3 - Результат действия деления называется частное.
Выполняют вычисления, читая пример так: «Делимое 8, делитель 2, частное 4».
Работают фронтально с учителем. Выполняют с комментированным управлением с места |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. № 4, 5, с. 89
№ 7, с. 89 – руководит выполнением первой строчки примеров на доске и в тетради. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выполняют устно, с проговариванием решения каждой задачи, используя термины: делимое, делитель, частное.
Оставшиеся две строчки примеров выполняют самостоятельно по вариантам с последующей взаимопроверкой в парах. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организует рефлексию.
- Расскажите Зайке что нового узнали на уроке? - Напомните нашей гостье, так как же называются компоненты деления. - Что такое делимое? - Что такое делитель? - Что такое частное? - Зайка очень рада, что вы так хорошо поработали на уроке - У вас на партах карточки с названием компонентов деления. Если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями на уроке, то подчеркните зелёным цветом слово ДЕЛИМОЕ. Если вы считаете, что у вас не всё получилось на уроке, то подчеркните синим цветом слово ДЕЛИТЕЛЬ. Если считаете, что совсем ничего не поняли, то подчеркните красным цветом слово ЧАСТНОЕ. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. - На уроке узнали как называются компоненты деления. - Делимое, делитель, частное. - Делимое – это число, которое делят. - Делитель – это число, которое делят. - Частное – это выражение со знаком деления или результат деления. Выполняют задание учителя. |
8 ЭТАП Домашнее задание. № 6, 9, с. 89. |