Данный урок был составлен для детей с задержкой психического развития. К сожалению, можно с грустью констатировать, что в настоящее время дети с таким диагнозом встречаются все чаще. В связи с этим проблема ЗПР становится все более актуальной, так как имеет большое количество разнообразных предпосылок, а также причин и последствий. Любое отклонение в психическом развитии очень индивидуально, что требует особенно внимательного отношения при обучении детей. Причем у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР проявляет себя по-разному и отличается по степени, времени и особенностям проявления. Поэтому при составлении урока учителю необходимо продумывать разные методы обучения, чтобы заинтересовать каждого ребенка к получению знаний, создать положительную мотивацию обучения. На сегодняшний момент это проще всего сделать с помощью ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе для детей с ЗПР. Они позволяют применять больше качественного иллюстративного материала, организовывать новые формы и методы обучения и воспитания, повышать качества знаний. Поэтому использование ИКТ в школах в дальнейшем будет расширятся, углубляться, модернизироваться.
Данный урок предназначен учителям начальных классов со средним уровнем владения ИКТ. Использование ИКТ на данном уроке позволяет вовлечь в процесс обучения не только зрение, слух, но и эмоции ребенка, его воображение, способствовать повышению уровня воспитанности, общему и специальному развитию. Основной целью урока является закрепление знаний по пройденным темам, умение решать задачи на движение. В ходе решения основных задач происходит формирование УУД.
Цель урока: закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.
Образовательные: совершенствовать умение решать задачи на движение, совершенствование вычислительных навыков;
Коррекционно-развивающие: развитие внимания, мышления, умения рассуждать, сопоставлять, развитие правильной математической речи;
Воспитательные: активизация познавательной деятельности учащихся, сотрудничество с другими детьми при работе в группах.
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Организационный момент | Психологическая готовность учащихся к уроку, организация внимания. | | Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. 1-2 выше голова, 3-4 плечи шире, 5-6 тихо сесть. | Выполнение движений. | |
Проверка домашнего задания. | Уметь оперировать математическими понятиями. | Регулятивные (сравнение своих ответов с ответами одноклассников), познавательные (использование математической речи), коммуникативные (участие в учебном диалоге) | Осуществляет выборочный контроль по вопросам. Прочитайте пример, ответ в котором равен … Прочитайте ответ в примере… | Находит пример по заданному ответу. Читает пример, используя математические термины. | Фронтальная работа |
Постановка проблемы | Сформировать познавательные мотивы обучения, создать условия для самоопределения на деятельность и ее результаты. | Регулятивные (постановка учебной задачи) Коммуникативные (точное выражение своих мыслей). | Я хочу наш урок начать с фрагмента мультфильма. Внимательно посмотрите и скажите, почему в мультфильме произошла беда? - Что скажите? - Почему же произошла беда? (неправильно решили задачу) Какую задачу? В реальной жизни неправильно решенная задача может привести к беде, поэтому необходимо уметь решать задачи на движение, продумывать и осмысливать различные жизненные ситуации. Для этого мы тренируемся на уроках математики. - Кто скажет, чем мы займемся на уроке? Какую задачу мы сейчас решим? (закреплять решение задачи на движение) | Решают проблемную ситуацию. Высказывают свои мнения. Формулируют тему и цель урока. | Метод постановки проблемной ситуации. Использование мультимедийной презентации. |
Устный счет. | Актуализировать опорные знания и умения. Совершенствование вычислительных навыков. | Познавательные (использование знаний), регулятивные(работа по алгоритму, контроль). | Прежде чем решить задачу, давайте вспомним, как находятся скорость, время и расстояние в задачах на движение. | Находят неизвестное по таблице. Формулируют и уточняют правила. | Фронтальная работа. Использование мультимедийной презентации. |
Минутка чистописания. | Развитие каллиграфического навыка письма математических символов. Развитие логического мышления, работа с математическими понятиями. | Регулятивные (самоконтроль), Познавательные (использование знаний). | Откройте тетради, запишите число. Найдите лишнее число: 5, 15, 20, 24, 35, 50 запишите это число в тетрадь; 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12 запишите это число в тетрадь; запишите сумму, разность, частное и произведение этих чисел. Проверьте ваши результаты по экрану. | Записывают число. Выполняют задания. Контроль выполненного. | Самостоятельная работа и самоконтроль. Использование мультимедийной презентации. |
Работа по теме урока | Закрепление умения решать задачи на движение, умение работать в группах, применять правила сотрудничества. | Регулятивные (сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение дополнений и корректив ), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества в группах, оценка результата работы, разрешение конфликтов, высказывание и защита своего мнения), личностные (применение правил делового сотрудничества, умения договариваться), познавательные (использование знаний для решения задач, оценка результатов). | Откройте учебники на с.71. найдите № 372. Прочитайте задачу. (про себя, 1 вслух) - О чем говорится в задаче? - Что известно в задаче? - Что надо найти? - Можем сразу ответить на вопрос задачи? - Что сначала надо найти? - Как найти скорость? - Что можем найти, зная скорости 1 и 2 поездов? - Зная общую скорость, как найти время? - Сколько действий в задаче? Давайте поделимся на группы ( 1 группа- сильные ученики). 1гр. – самостоятельно составляет краткую запись к задаче. 2 гр. – на карточке найдите правильную краткую запись и вставьте в краткую запись пропущенные числа. Проверка (1 человек у доски). 1гр. – самостоятельно решает задачу 2гр. – на карточке запишите пояснения к действиям и восстановите недостающие действия. Проверка по экрану (1 человек от группы читает, затем сверяет) Вывод: Что находили в 1 и 2 действии? Как найти скорость? Почему в 4 действии делили? Оценивание работы в группах. Выставление оценок работы в своей группе. | | Работа в группах. Использование мультимедийной презентации. Оценивание в группах, выставление оценок в группах. |
Физминутка. | Преодоление утомляемости. | | Показывает движения, сопровождаемые стихами. Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали, Ручками похлопали –1,2,3, Ножками потопали – 1,2,3, Крепко глазки закрываем, Дружно до пяти считаем, 1,2,3,4,5. Отдохнули, не устали? И работу продолжаем. | Выполняют соответствующие движения. | Групповая работа |
Закрепление. | | Регулятивные (постановка цели деятельности, самоконтроль, оценивание), Познавательные (использование знаний, анализ успешности усвоения). | Предлагает поиграть в игру «Реши по цепочке». Правила игры: каждый ученик вытягивает индивидуальную карточку с заданием, после выполнения задания ученик выходит к доске и обменивается карточкой с другим учеником, выполнившим свое задание. Цель игры: прорешать большее количество карточек. Кто сделал первым – проверка по индивидуальному листку с ответами. Остальные – в конце игры по презентации. | | Индивидуальная работа. Самоконтроль. |
Дом. задание | | Коммуникативные (построение речевых высказываний). | Предлагает учащимся составить свою задачу на движение и решить ее. | Вспоминают структуру задачи. Формулируют правила , которыми воспользуются при составлении задачи на движение. | Фронтальная работа. Опрос. |
Итог урока | Определение успешности выполнения своей работы на уроке. | Регулятивные (оценивание уровня знаний , своей деятельности) коммуникативные (умение выражать свои чувства, уважать в общении партнера и себя). | Расскажите, что вам понравилось на уроке или показалось самым интересным? Прикрепите кружок к рисунку, который выражает ваше состояние и настроение. (Учитель интересуется выбранным результатом оценивания у нескольких учеников). | Рефлексируют, оценивают себя. Формулируют конечный результат своей работы. | Самооценивание. Фронтальный опрос. |
В детях уже есть интерес к компьютерам, если этот интерес правильно использовать выиграют и ученик и учитель. Если составить урок с использованием ИКТ, учитель сможет заинтересовать ребенка на начальном этапе, создать положительную мотивацию к обучению, что особенно важно для детей с ЗПР.
Не стоит использовать ИКТ ради ИКТ. ИКТ в деятельности учителя должно помогать детям учиться, познавать мир, учиться мыслить, выражать свое мнение.
- Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.- М.: Просвещение, 20012.
№1. Выполни деление с остатком и сделай проверку:
№ 2. Выполни умножение и сделай проверку:
№ 3. Вставь пропущенные числа:
№4. Найди значение удобным способом:
№ 5. Выполни деление и сделай проверку:
№ 6. Реши уравнение:
№ 7. Запиши уравнение и реши его.
Если неизвестное число умножить на 27, то получится 1350.
50 ч * 2 сут.